Что означает в моторном масле SL

Моторное масло. Классификация API и группы качества

Что означает в моторном масле SL

Моторное масло — это смесь 2 основных компонентов — базового масла и пакета присадок

ИА Neftegaz.RU. Моторное масло — это смесь 2 основных компонентов — базового масла и пакета присадок.

Применение терминов «Синтетика», «Полусинтетика» либо «Минеральное масло» подразумевает тип базового масла, которое было использовано в производстве смазочного материала.

Само базовое масло делится на группы:

1 группа — это базовое масло, полученное путем очистки нефти реагентами, данная группа содержит в себе много серы и имеет слабые показатели индекса вязкости (зависимость вязкости от температуры). 
Терминология — «Минеральное масло». 2 группа — это масла очищенные водородом (гидрокрекинг).  Масло данной группы почти не содержат серы, при производстве, до момента добавления присадок, представляют из себя практически прозрачную жидкость, за счет чего срок службы самого смазочного материала существенно увеличивается, а уменьшение отложений и нагара в двигателе существенно увеличивает его ресурс.  Терминология -«Минеральное масло». 3 группа — это по сути то же масло 2 группы, но с увеличенным индексом вязкости. 
Индекс вязкости масла  — это показатель, который фиксирует изменение вязкости в зависимости от температуры.  Путем дополнительных процессов изомеризации масла получают лучшие показатели как низко-, так и высокотемпературной вязкости, что позволяет быть уверенным в смазочном материале как при запуске в самый сильный мороз, так и при эксплуатации при максимальных нагрузках. Терминология — «Синтетика». 4 группа — это масло на основе полиальфаолефинов. 
Из-за высокой стоимости производства и после открытия технологий гидрокрекинга и изомеризации (2 и 3 группа базового масла), позволяющих производить базовое масло, ничем не уступающие им по качеству, объемы производства данной группы постепенно снижаются.

Смешение 3 или 4 групп базового масла с 1 или 2 группой базового масла — «Полусинтетика». При смешении 3 или 4 групп базового масла с 1 группой получается «Полусинтетика» увеличенным показателем по сере и иным элементам, что негативно отражается на ресурсе двигателя.

Классификация базового масла Американским институтом нефти (API).

Всего 5 групп (API 1509, Приложение E). Группа IV содержит полностью синтетическое базовое масла из полиальфаолефинов. Группа V для всего другого базового масла, не включенного в группы I — IV.

Группа 1. Произведено из сырой нефти Масло классифицируются, как состоящее из насыщенных молекул менее чем на 90%. В них много серы > 0,03%. Диапазон вязкости 80 — 120. Температурный диапазон для этого масла 0°С — 65°С. Базовое масло 1 группы рафинируют с помощью растворителей — это самый простой и дешевый процесс очистки.

Именно поэтому масло из этой группы является самым дешевым базовым маслом на рынке.

Группа 2. Произведено из сырой нефти Базовое масло группы 2 состоит на 90 % из насыщенных молекул. В них серы < 0,03 % и индекс вязкости 80 - 120. Углеводородные молекулы этого масла являются насыщенными, поэтому базовое масло группы 2 обладает лучшими антиокислительными свойствами, более прозрачное.

Это масло очень распространено на рынке сегодня, и стоит не намного дороже чем масло группы 1.

Группа 3. Произведено из сырой нефти Базовое масло 3 группы состоят больше, чем на 90% из химически стабильных, насыщенных водородом молекул. серы < 0,03% а индекс вязкости > 120 ед. Это масло очищено намного лучше чем базовое масло 2 группы благодаря процессу гидрокрекинга.

Этот длительный процесс специально предназначен для получения максимально чистого базового масла из нефти.

Группа 4. Полностью синтетические Это базовое масло полиальфаолефины (PAO). Производятся методом синтезирования.

Имеет более широкий диапазон рабочих температур чем масло из групп 1-3 и подходят для использования экстремально холодных условиях и для высоких температур.

Группа 5 Полностью синтетические Базовое масло группы 5 — это все остальное базовое масло, включая силикон, фосфатный эфир, полиалкиленгликоль (PAG), полиэфиры, биосмазки и т.д. Это базовое масло используют в комплексе с другим базовым маслом для улучшения свойств смазки. Эфиры применяют в виде добавки к базовому маслу для улучшения свойств базового масла.

Смесь эфирного масла с полиальфаолефинами (PAO) работает при более высоких температурах, обеспечивают лучшую моющую способность и увеличенный срок использования.

Классификация моторных масел API появилась в 1947 г. по инициативе Американского института нефти ( American Petroleum Institute). Классификация смазочных материалов была проведена согласно уровню их функциональных свойств, введены новые стандарты согласно требованиям американского авторынка. API совместно с SAE разработали эту классификацию, разделив различные категории масел начиная с 1947 г. и до настоящего момента согласно их характеристикам и типам применяемых двигателей. 

Количество категорий не ограничено и институт API вводит новые категории каждый раз, когда автомобильный рынок выдвигает новые требования к моторным маслам.

Условные обозначения:

  • 1я буква обозначает применение смазочных материалов: — масла для бензиновых двигателей обозначаются буквой S- масла для дизельных двигателей — буквой C.
  • 2я буква обозначает уровень свойств моторного масла.

Классификация моторного масла API для бензиновых двигателей

SE *** Бензиновые двигатели 1972. Те же требования к моторному маслу, что и для категории SD, но лучше защита двигателя.
SF *** Бензиновые двигатели  1980. Те же требования, что и для категории SE, но улучшена защита от износа и окислительная стабильность.
SG *** Бензиновые двигатели 1988. Те же требования, что и для категории SF, но лучше защита от износа, образования шлама и окисления масла.
SH *** Бензиновые двигатели 1993. Те же требования, что и для категории SG, но вводится система лицензирования и записи результатов всех моторных тестов и формул с целью гарантии качества. Символ API, который свидетельствует о дейсвтительном соответствии уровню SH помещается на этикетки канистр.
SJ Бензиновые двигатели 1996. Те же требования, что и для категории SH (включая лицензию и систему сертификатов) с лучшей защитой от окисления масла при высоких температурах и забивания катализатора.    Начиная с  01/08/97, уровень SJ официально заменяет SH.
SL Бензиновые двигатели 2001. Новые тесты на степень износа  (Seq IVA), моющие свойства моторного масла (TEOST MHT4), окисление (Seq IIIF) и низкотемпературные отложения (Seq VG)  для лучшей защиты двигателя и продления интервала замены масла. Стандарт SL заменил  API SJ в середине 2001г.
SM Бензиновые двигатели 2004. Улучшены общие свойства для максимально-расширенного интервала замены масла. Ужесточен тест на высокотемпературные отложения (TEOST), новый тест на окисление (Seq. IIIG).
SN Бензиновые двигатели 2010. Представлен в октябре 2010 г. Разработан для автомобилей 2011 года выпуска и более ранних. Улучшенная защита от высокотемпературных отложений на поршнях. Более жесткие требования к контролю сажи и совместимости с уплотнителями.

Источник: https://neftegaz.ru/tech-library/energoresursy-toplivo/142392-gruppy-kachestva-motornykh-masel/

Классификация моторных масел по API

Что означает в моторном масле SL
 

В многообразии современных моторных масел подчас нелегко разобраться даже профессионалу, количество брендов и марок очень велико. Американцы всерьез озадачились этим вопросом еще в далеком 1969-ом; и воплотили в жизнь классификацию стандартов масел по API, специалистами именно этого института была разработана система. Классификация API вполне удачная попытка навести порядок среди различных масел. Основной задачей была расстановка по качественным показателям.

В странах Европы разработана и используется система классификации ACEA, в России эти функции возложены на ГОСТ 17479.1-85. Японский масляный рынок регулирует JASO.

Недостатка в современных классификациях масел явно нет, но наиболее часто используется именно API.

Выглядит это следующим образом все масла делятся на 2 основных класса для бензиновых и дизельных моторов.

Относящиеся к первым двигателям проходят под литерой S (Service), ко вторым C (Commercial). Помимо разделов S и C, существуют еще 2 класса для двухтактных двигателей Т (Two-stroke), и для трансмиссий, они обозначаются буквой G.

В маркировке масел первый символ после названия системы классификации это тип двигателя. Второй символ указывает на год выпуска двигателя, для которого подходит это масло. Логичнее и проще было бы обозначать год выпуска цифрами, но американцы используют именно буквы.

Пример: в названии API SM символы API указывают на систему, по которой классифицировано данное масло, литера S говорит о предназначении для бензиновых моторов, а последний знак М, означает подкласс. В данной конкретной ситуации, М это масла для двигателей моложе 2004 года.

Некоторые виды масел подходят и для бензиновых, и для дизельных двигателей. В названии таких масел пишутся оба класса, для которых оно подходит. Обозначения классов разделяются косой чертой (слэш).

Пример: API SJ/CF масло классифицировано по API, подходит для бензиновых двигателей с 1996 по 1999 год, а также для дизелей с 1990 года. Первым в названии указан SJ бензиновый двигатель. Это значит, что в первую очередь, масло предназначено именно для него. Но при этом вполне подойдет и для CF дизельного двигателя.

Классификация API бензиновых двигателей

Масла для двигателей на бензине, имеют следующие марки:

SA, SB, SC, SD, SE, SF и SG. Применялись с 1930 до 1991 года. Сегодня вышеперечисленные категории признаны устаревшими и недействительными. Несмотря на это, они периодически выпускаются в некоторых странах.

SH. Для автомобилей, выпущенных после 1992 года. Выпускаются и сегодня, но в качестве дополнения, например, API CG-4/SH. SJ. Применяется с 1996 г., соответствует минимальным стандартам, может использоваться вместо SH, или ранних версий.

SL. Для многоклапанных и турбированных двигателей с 2000 года с повышенными экологическими стандартами. Может служить заменой SJ, или более ранним категориям масел.

SM. Категория основана в конце 2004 года для нынешних двигателей. Относительно ранней версии, масло обладает лучшими анитиокислительными и противоизносными качествами. Сохраняет свои свойства при морозах, имеет возможность сертификации по стандарту энергосбережения ILSAC. При необходимости, заменяет SL, или ранние категории.

SN. Октябрь 2010, самая новая версия. Разрабатывалась API вместе с такими американскими организациями, как SAE и ASTM. Обновления этой категории более масштабные, чем у предыдущих. Связано это, по большей части, с ужесточением требований к экологии.

Максимально снижен уровень фосфора, что дало лучшую адаптированность к нынешним системам очистки выхлопов. Можно применять в двигателях, функционирующих на биотопливе. Отличная защита двигателя и повышенное энергосбережение.

На сегодняшний день моторные масла категории SN лучшее, что есть в индустрии моторных масел для бензиновых двигателей.

API для дизелей

В свою очередь, масла для дизелей поделены на следующие:

Таблица 1

CA, CB, CC, CD, CD-II, CD+, CE Все эти категории последовательно применялись к двигателям с 1940 до 1990 года, сегодня не выпускаются.
CF-4 С 1990 года. Масла для четырехтактников с турбированием, либо без него. Могут заменить CD и CE. CF. 1994 год. Выпускаются для внедорожников и движков с раздельным впрыском топлива. Используются, как заменитель класса D.
CF-2 Тот же год, но уже для двухтактной техники. Сменили класс CD-II. CG-4. 1995 год. Соответствуют принятым в Америке годом ранее усиленным требованиям к токсичности выхлопа. Заменяет категории CD,CE, а также CF-4. CH-4. Появились в 1998 году, как ответ на вновь ужесточенные в этом году требования к выхлопу. Могут заменять четыре предыдущие категории.
CI-4 В 2002 году американские экологические требования в очередной раз ужесточились. Как следствие, появилась новая категория моторного масла, применяемая в двигателях с рециркуляцией отработанных газов. CI-4 PLUS. Очередные ужесточения, принятые в 2004 году, и обновленный вариант CI-4. Сниженное саже образование, улучшены вязкостные показатели.
CJ-4 Версия 2006 года. Самое продвинутое масло для четырехтактных дизелей на сегодняшний день. Первое масло, которое было выпущено до принятия повышенных норм по токсичности выхлопных газов. Новые нормы увидели свет позже, чем появилось масло, отвечающее этим нормам. Такой вот превентивный удар по нормам, которые на момент появления CJ-4 еще находились в стадии разработки. Рекомендуется для быстроходных дизельных двигателей, оснащенных системами обработки выхлопа.

Классификация API для небольших моторов

Следующий раздел классификации API посвящен двухтактным двигателям и выглядит так: API TA. Для двухтактников объемом до 50 куб.см скутеры, мопеды, газонокосилки, снегоочистители и прочая садово-парковая техника малых кубатур.

API TB. Для скоростных двухтактных двигателей с объемами от 50 до 200 куб.см максискутеры, мотороллеры, легкие мотоциклы. Эта категория масел также используется в бензопилах. API TC. Масла для моторов с большими объемами: крупнокубатурные тяжелые мотоциклы, снегоходы, квадроциклы.

API TD. Категория предназначена для подвесных лодочных двигателей. По общим показателям этого класса масел можно заметить, что экологи относятся к ним более снисходительно, чем к автомобильным маслам. Однако и эти категории обновляются и совершенствуются.

Классификация API для трансмиссионных масел

Завершающий квалификационную таблицу API класс масел редукторные.

Это масла, эксплуатируемые при повышенных силовых и ударных нагрузках, требования к ним достаточно высоки.

API GL-1. Применяют чаще всего в МКПП. Также подходят для зубчатых передач с низкими нагрузками. Выпускаются либо в чистом виде, либо с присадками против пены и окисления. Не содержат противозадирные составляющие.

API GL-2. Применяются для червячных передач с нагрузками, схожими с GL-1, но содержат антифрикционные присадки.

API GL-3. Для МКПП и систем рулевого управления автомобилей. Большое количество присадок повышает переносимость силовых нагрузок. Имеют более высокие противоизносные показатели.

API GL-4. От предыдущего класса отличаются повышенным содержанием присадок. Сфера применения идентична GL-3.

API GL-5. Для шестеренчатых передач авто, также для КПП мотоциклов. Используются для карданов в немногочисленных моделях мото. Хорошо переносят ударные нагрузки. Этот класс масел также отличается повышенным содержанием присадок, защищающих шестерни механизмов.

API GL-6. Класс, схожий с предыдущим, но предназначенный для работы в высокоскоростных механизмах. Повышено ударное сопротивление.

API PG-2. Показатели идентичны классу GL-5, но лучше адаптированные к температурным нагрузкам. Используются для приводов крупной пассажирской техники и самосвалов.

API MT-1. Для МКПП с максимальной силовой нагрузкой, применяемых в мощной технике тягачах, карьерных самосвалах и т.д.

Система API классифицирует все известные разновидности масел, используемых сегодня в тех или иных областях. Она не стоит на месте и постоянно обновляется, над этим работают целые институты. Поддержку оказывают многие авто производители, и не только они, ведь масла применяют в станкостроении, нефтедобыче, энергодобывающей отрасли.

Несмотря на обилие других систем, принятых в странах, API на сегодня наиболее полная, удобная и распространенная система классификации масел в мире.

Источник: https://pomaslam.ru/api.html

Классификация моторного масла по SAE, API и ACEA

Что означает в моторном масле SL

Сергей Ионес

Обычно параметры масла, рекомендуемого для двигателя, указываются в сервисной книжке или инструкции по эксплуатации автомобиля. Выбор марки масла – субъективное решение каждого владельца машины. Практически всегда под брендом фирмы-производителя предлагается широкая линейка различных масел. То, которое следует заливать в вашу машину, придется определять по буквам и цифрам индекса сорта масла.

Чтобы правильно выбрать масло, следует знать, что существенным из многочисленных параметров моторного масла считается его вязкость. Сильнее всего она меняется в зависимости от температуры окружающей среды и температуры деталей работающего двигателя, на которые попадает масло.

Сразу отмечу: индикаторов температуры масла двигателя на большинстве автомобилей нет, в комбинации приборов присутствует только указатель нагрева охлаждающей жидкости, и его показания водители принимают за «температуру двигателя». Но температура охлаждающей жидкости прогретого мотора стабильна и практически у любых моделей двигателей должна составлять около 90 °С.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько нужно масла в двигатель газ 3110

Температура масла при разных условиях работы мотора существенно меняется и в зависимости от скорости и интенсивности движения может доходить до 140–150 °С. На упаковке масла указывают рекомендуемый температурный диапазон применения.

В основе действующей международной системы обозначения моторных масел лежат стандартные индексы, присвоенные по американским классификациям SAE и API (например, SAE 5W40 SL) и по европейскому стандарту качества ACEA (например, Е6-2005). Как это понимать?

Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE) разработана классификация моторного масла по вязкости, которая описывает вязкость того или иного автомасла при разных рабочих температурах.

По ней определяют рекомендуемый диапазон температур, в котором масло должно работать в двигателе.

В классификациях АРI (Американский институт нефти) и ACEA (Европейская классификация эксплуатационных свойств масел) сформулированы минимальные базовые требования, согласованные производителями двигателей и моторных масел.

Густое и жидкое SAE

За аббревиатурой SAE в маркировке масла следуют числа, разделенные буквой W и тире, например, 10W-40. В данном случае 10W – это показатель низкотемпературной вязкости. Первое число указывает на минимальную температуру воздуха, при которой возможен холодный пуск двигателя. Число 10 соответствует температуре не ниже –30 °С (от цифры перед W нужно отнять 40).

Это минимальная температура масла, при которой масляный насос двигателя сможет прокачать масло по системе, не допустив при этом сухого трения. Если в вашем регионе температура воздуха зимой редко опускается ниже –20 °С, то вам подойдет практически любое масло из продающихся на рынке. Другой вопрос, в каком состоянии ваши стартер и аккумулятор.

Если они старые, то мотор легче будет завести при –20 °С на масле 0W-30, чем на 15W-40.

Второе число после W обозначает высокотемпературную вязкость (в данном случае это 40). Это скорее технический параметр – сборный показатель уровня минимальной и максимальной вязкости масла при рабочих температурах 100–150 °С.

Существует заблуждение, что высокая вязкость при высоких температурах улучшает характеристики двигателя.

Неоправданное применение «тропических» или «спортивных» масел с высокой вязкостью может привести к потере мощности и быстрому износу, так как движущимся механизмам двигателя придется «бороться» со слишком густым маслом.

Так что экспериментировать с маслом, вязкость которого не предусмотрена производителем автомобиля, не следует. А для автомобилей с большим пробегом и изношенным мотором, у которого увеличены зазоры в сопряжениях, как раз иногда резонно выбирать более вязкие масла (например, 10W-40 – для зимы и 20W-50 – для лета).

API по качеству

Нередко API в обиходе называют классификацией качества моторных масел. Прежде всего эта классификация разделяет моторные масла на два вида: рассчитанные на бензиновые и дизельные двигатели. Для каждого из этих видов предусмотрен определенный набор свойств автомасел каждого класса.

На этикетке информация о классе по системе API предоставлена в таком виде: API SJ, API CF-4 или API SJ/CF-4. Первая буква обозначает вид масла: «S» – бензиновое, «C» – дизельное.

Если моторное масло можно применять в обоих типах двигателей, то ему присваивают оба класса – для дизельных и бензиновых двигателей. На этикетке масла эти классы разделены дробью, например, API SJ/CF-4. При этом первым ставится тот класс масла, который предпочтительнее применять.

То есть в данном случае основное назначение автомасла для бензиновых двигателей, но при этом возможно его использование и в дизелях.

Вторая буква означает именно класс качества масла. Буквы используются по возрастанию от начала латинского алфавита, и чем дальше находится буква, тем более высокий и современный класс имеет данное масло.

Например, класс API SM появился 30 ноября 2004 года, и к нему относятся масла для современных бензиновых (многоклапанных, турбированных) двигателей. Класс API SL – это моторные масла для двигателей машин, выпущенных после 2000 года.

Применяются в многоклапанных, турбонаддувных моторах, работающих на обедненных смесях топлива, соответствующих современным требованиям по экологии и энергосбережению.

Далее классы масел по API определяются по годам выпуска двигателей. Здесь уместно сделать поправку, что в автопроме США существует понятие модельного года. Поэтому даже для европейских автомобилей классы API можно определять с поправкой на год начала выпуска модели конкретного двигателя, а для моторов российских марок эта система носит условный характер.

Итак, API SJ – это масла для использования в бензиновых моторах после 1996 года выпуска. К классу API SH относятся моторные масла бензиновых двигателей, произведенных с 1994 года. Этот класс принят в 1992 году для масел, рекомендуемых с 1993 г.

Класс API SG – «бензиновое» масло для двигателей выпуска с 1989 года. Для старых бензиновых моторов выпуска 1980–1989 годов по этой классификации предназначены масла класса API SF.

И, наконец, есть еще более старые классы (SA, SB, SC, SD) – это уже масла для двигателей олдтаймеров.

Теперь обратимся к моторным маслам для дизельных двигателей. Класс API CI-4 был введен в 2002 году. Соответствующие ему моторные масла применяют в современных дизелях с различными видами впрыска и наддува.

Появление этого класса связано с внедрением новых жестких требований по экологии и токсичности выхлопных газов для двигателей, выпускаемых с 1 октября 2002 года. Класс API CH-4 введен 1 декабря 1998 года.

К нему относятся масла, рассчитанные для четырехтактных дизелей, которые эксплуатируют в высокоскоростных режимах.

Полезно обратить внимание на класс API CG-4, представленный в 1995 году. Такие моторные масла рекомендуются для четырехтактных дизельных двигателей автобусов, грузовиков и тягачей магистрального и немагистрального типа, которые эксплуатируются в высокоскоростных режимах и при повышенных нагрузках.

Специфический класс API CF-2 (CF-II) введен в 1994 году. К нему относятся автомасла, предназначенные для двухтактных дизельных моторов, которые эксплуатируются в тяжелых условиях. В более распространенный класс API CF-4 попадают моторные масла для четырехтактных дизельных моторов, выпущенных с 1990 года. Основное назначение масел этого класса – дизели сверхмощных тягачей и автомобилей, которые используются для дальних поездок по автомагистралям.

Особые условия ACEA

Новую классификацию моторных масел ACEA можно считать европейским аналогом американской классификации API. Ее самая свежая редакция принята в 2004 году, когда моторные масла для дизельных и бензиновых двигателей легковых автомобилей по АСЕА были объединены в одну категорию.

Буквами А/В обозначаются моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей. В эту категорию вошли все разработанные ранее классы А и В (до 2004 года А – автомасла для бензиновых моторов, В – для дизельных). На сегодняшний день существует четыре класса в этой категории: A1/B1-04, A3/B3-04, A3/B4-04, A5/B5-04.

Литерой С обозначен новый класс масел для дизельных и бензиновых двигателей, соответствующих ужесточенным требованиям по экологии выхлопных газов Euro 4 (в редакции 2005 года). Такие моторные масла совместимы с сажевыми фильтрами. На сегодняшний день существует три класса в этой категории: С1-04, С2-04, С3-04.

Е – моторные масла для нагруженных дизельных двигателей тяжелого транспорта. Эта категория существовала с момента введения классификации в 1995 году. В 2004-м в нее добавлены два новых класса Е6 и Е7 и исключены два других, признанные устаревшими.

В классификациях АРI и ACEA сформулированы минимальные базовые требования к маслу. При этом каждый изготовитель техники имеет право выдвигать собственные дополнительные требования к тем моторным маслам, которые он рекомендует для двигателей своих автомобилей. Поэтому, решая, что заливать в двигатель, прежде всего внимательно изучите заводскую инструкцию или сервисную книжку своей машины, каталоги продукции производителей масла и маркировку на канистре.

Источник: http://www.gruzovikpress.ru/article/8929-klassifikatsiya-motornogo-masla-po-sae-api-i-acea-standartnye-indeksy-masel/

API SL CF: расшифровка. Классификация моторных масел. Рекомендованное моторное масло

функция автомобильных моторных масел заключается в обеспечении правильной работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС). При этом их ключевая особенность – это формирование защитной пленки на металлических трущихся поверхностях деталей силового агрегата с целью уменьшения трения. При этом важно учитывать вязкость смазочного материала, так как это один из главных факторов выбора масла. А для этого следует разбираться в расшифровке API, SL, CF.

You will be interested:How dangerous is the new coronavirus?

Отсутствие смазывающего слоя между трущимися металлическими поверхностями приводит к увеличению силы трения и как следствие температуры, которая может достигнуть пика плавления металла (даже есть такой сварочный процесс, основанный на этом, но это уже не входит в тему данной статьи).

В конечном счете, это заканчивается тем, что все узлы клинит и поршневая группа уже утрачивает работоспособность. Также нельзя исключать и прочие повреждения, вызванные перегревом и заклиниванием деталей.

Стандарт API. О чем речь?

Американский топливный институт или American Petroleum Institute в 1969 году разработал систему классификации моторных масел – API. При этом стоит заметить, что в данную типология не попадают те материалы, которые рассчитаны на коробки передач и трансмиссии автоматического типа. Это возложено непосредственно на самих производителей транспортных средств.

Но собственно, что значит CF и SL по API? Смазочные материалы, которые соответствуют данной классификации, обеспечивают повышение износоустойчивости силового агрегата транспортных средств. Но помимо этого, также и снижают риски выхода его из строя во время работы. Вдобавок использование качественного масла позволяет сократить расход топлива, улучшить ходовые качества, а также устранить посторонние звуки в двигателе.

Одно из основных достоинств качественной смазки – это обеспечение стабильности работы силового агрегата при отрицательных значениях температуры окружающей среды. Другое не менее важное качество заключается в уменьшение количества вредных выбросов.

Необходимость маркировки

А зачем собственно маркируются все эти масла? Ну, во-первых, определенному типу двигателя или узла трансмиссии необходима своя «смазка». Во-вторых, следует учитывать и условия эксплуатации материала и прочие факторы (в расшифровке API, SL, CF все это учитывается), на которых пока не будем акцентировать внимание.

В наборе же непонятных на первый взгляд букв и цифр, которые нанесены на емкость с составом, как раз и заключается весь смысл. То есть этим определяется возможность использования того или иного масла для двигателя или трансмиссии. А раз важный показатель любого масла – это вязкость, то маркировка позволяет определить его класс и степень этого параметра, в зависимости от свойств.

На первый взгляд, кажется, что все еще запутаннее, однако, если понимать что именно означают все эти буквы и цифры, то общая картина уже вырисовывается.

Расшифровка символов маркировки

В настоящее время на рынке представлены моторные смазочные материалы от самых разных производителей. Есть среди них те, которые обладают мировым именем и соответствующим качеством, другие же менее известны, однако могут предложить ничуть не худший вариант. К сожалению, может встретиться и «самопал», а у него не только низкая стоимость, но и качество на том же уровне. Поэтому не стоит гнаться за дешевизной, в итоге затраты могут только увеличиться.

Перед тем как покупать ту или иную смазку необходимо внимательно изучить этикетку с маркировкой автомасел. Как правило, на ней содержится вся необходимая информация следующего характера:

  • название;
  • производитель;
  • используемая основа – органика, синтетика или полусинтетика;
  • качество масло и назначение согласно стандарту API;
  • показатели вязкости в соответствии с классификацией SAE;
  • дата изготовления;
  • номер партии.

С выбором производителя и названием моторного масла обычно не должно возникнуть затруднений – реклама и рекомендации специалистов послужат решающим фактором. Номер партии и дата изготовления указывают на пригодность состава.

Хоть смазка не относится к скоропортящимся продуктам, тем не менее следует воздержаться от дальнейшего использования просроченного товара.

Классификация моторных масел по API

Типология учитывает такие параметры, как тип силового агрегата, включая его режим работы, а также год выпуска, условия применения и эксплуатационные свойства. Стандартом все масла разделяются на две основные группы с соответствующим обозначением:

  • К категории «S» (или Service) относятся масла, которые предназначены для использования двигателей, работающих на бензине.
  • Другой категории – «C» (по-другому еще Commercial) соответствуют смазочные материалы, которые актуальны в отношении дизельных силовых агрегатов, включая дорожно-строительную технику и сельскохозяйственные машины.
  • При этом каждый класс маркировки по системе API состоит из двух букв латинского алфавита. Первая как раз указывает на принадлежность к тому или иному двигателю, в зависимости от его «питания» – бензин или дизельное топливо.

    Что касается второй буквы в обозначении классов API SL и CF, то она указывает на уровень качества эксплуатационных показателей. И что характерно, чем дальше она расположена, тем лучше свойства масла.

    Расходники для узлов трансмиссии обозначаются буквой «G».

    Эксплуатационные качества S

    Всего в данной категории 12 классов согласно буквам латинского алфавита с A по N (за исключением I и K):

  • A – данная разновидность масел отличается от прочих тем, что допускается их использованием не только в бензиновых моторах, но и в дизельных силовых агрегатах. Только эта группа является настолько устаревшей, что сегодня она практически не находит применения. Раньше для качественной защиты деталей не требовалось наличие присадок, поэтому масла SA API были широко распространены в свое время.
  • B – смазка для двигателей малой мощности. Но поскольку она не обеспечивало должной защиты подшипникам от износа, окисления и коррозии, оно противопоказано современным моторам. За исключением случаев, когда это прописано в самой инструкции.
  • C – эта марка масла была популярна среди легкого и грузового транспорта 1964-1967 годов выпуска. Расходник можно использовать на старых б/у авто.
  • D – данная разновидность смазочного материала была актуальна в отношении бензиновых двигателей до 1968 года легковых и грузовых транспортных средств. Также считается устаревшей категорией.
  • E – марка подходит всем силовым агрегатам, которые были выпущены после 1972 года.
  • F – согласно спецификации моторных масел по API этот класс тоже считается устаревшим. Такую смазку можно заливать в двигатели после 1980 года «рождения».
  • G – эти масла применимы к автомобилям не ранее 1989 года выпуска. Здесь уже имеются присадки, которые обеспечивают защиту от коррозионного процесса и ржавчины.
  • H – оптимальный вариант для двигателей, изготовленных с 1994 года и позднее. У этого масла стойкость к коррозии, нагару, окислению и изнашиванию. Он актуален не только для легковых автомобилей, микроавтобусов, но и грузового транспорта. Только следует соблюсти допуски изготовителей (они указаны в руководстве по эксплуатации).
  • J – эти масла предназначены главным образом для моторов выпуска после 1996 года в отношении легковушек, спорткаров, микроавтобусов, небольших грузовиков. Масло прекрасно сохраняет свои свойства в зимнее время, однако, при использовании образуется немного нагара.
  • L – моторное масло SL является одним из оптимальных вариантов для большинства транспортных средств изготовленных уже в новом тысячелетии. Этот материал является экологичным и энергосберегающим. Оно применимо по отношению к многоклапанным, турбированным силовым агрегатам, работающим на обедненной смеси.
  • M – этот класс был утвержден 30.11.2004 и предназначен для двигателей, работающих на бензине, которые изготавливаются в настоящее время. Этот вариант лучше, нежели API SL. Масло обеспечивает защиту от окисления и раннего изнашивания. К тому же сохраняет свои свойства при отрицательных температурах.
  • Источник: https://ruud.ru/avtomobili/64263-api-sl-cf-rasshifrovka-klassifikaciya-motornyx-masel-rekomendovannoe-motornoe-maslo/

    Моторные масла API SN / CF

    Жесткие требования к моторному маслу связаны с высокой степенью форсирования автомобильных двигателей и строгостью экологических норм. Масло API SN/CF сейчас считается наиболее совершенным из универсальных. Это справедливо, если не брать в расчет специализированные масла для дизельных двигателей. Они могут иметь и следующие классы API вплоть до CI.

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Для чего нужен регулятор давления топлива

    Для масел API SN/CF нужно использовать только высококачественную синтетическую базу. Автомасла этой спецификации могут применяться в самых современных моторах автомобилей, в том числе с непосредственным впрыском топлива и многокомпонентными катализаторами.

    Технические характеристики API SN/CF и спецификации

    Спецификация API SN опубликована в конце 2010 года и заменила ранее действовавшую SM. Ключевыми отличиями от предыдущего стандарта являются следующие.

    • Все масла класса SN энергосберегающие, что накладывает ограничения на вязкость и требует высоких антифрикционных свойств. Ранее соблюдение этих условий было необязательно.
    • Совместимость с биотопливом. Распространение альтернативных горючих материалов для бензиновых и дизельных автомобилей требует, чтобы моторные масла гарантированно сохраняли свои свойства при попадании топлива в картер.
    • Повышены требования к защите двигателя от износа. Но для некоторых автопроизводителей моторное масло API SN/CF уже считается неудовлетворительным по этому параметру. В частности, Mercedes-Benz ввел допуск МВ 229.52 именно потому, что не было возможности указать более жесткий класс по API.
    • Совместимость с современными системами нейтрализации отработанных газов. То есть в стандарт API SN включены требования серы, фосфора, зольности и испаряемости, которые ранее указывались в классах ACEA C2–C4.
    • Отсутствие сортов с высокотемпературной вязкостью выше SAE 40. Это связано с требованиями экологов, так как на более густых маслах обеспечить нужные характеристики слишком трудно. Именно поэтому сейчас автомобили классов Euro 4–5 с завода используют синтетику 5W-30, хотя конструкция моторов рассчитывалась изначально под более вязкие масла.

    Перечень требований к классу масел CF для дизельных моторов принят гораздо раньше – в начале 1990-х годов, поэтому он значительно меньше. В результате масла API SN/CF в современных дизельных моторах могут применяться далеко не всегда. При выборе моторного масла для дизеля нужно обязательно это учитывать.

    Отличия класса API SN/CF

    Стандарт API имеет прямую совместимость: масло перекрывает требования предыдущего стандарта и может нормально работать в моторах, которые рассчитаны под смазочные материалы устаревающих классов.

    Однако некоторые особенности масла класса API SN делают его не лучшим выбором для старых моторов. В частности, у современных масел снижено щелочное число, особенно у маловязких. В то же время двигатели с повышенным объемом картерных газов при эксплуатации на топливе среднего качества, напротив, нуждаются в высокощелочных маслах.

    Несомненно, современные масла действительно дают лучшую защиту от износа. Например, в число тестов классификации API входит износ распредвала. Нормы на момент принятия стандарта API SN доведены уже до 90 микрон, в то время как предыдущий API SL допускал 120 микрон. Но для двигателей с достаточным ресурсом на старых маслах выбирать масла высшей группы качества не стоит. Значительно увеличить срок службы не получится, а стоимость эксплуатации при этом возрастет.

    Каталог моторных масел API SN CF

    Источник: https://RolfOil.ru/motornoe-maslo-api-sn-cf.html

    Что означает маркировка масла — Авто-ремонт

    На любой емкости с автомобильным маслом находится этикетка, на которой нанесена информация маркировки моторных масел. Нанесение  выполняется для того, чтобы любой автовладелец мог определить, какая смазочная жидкость нужна для его автомобиля. Необходимо лишь расшифровать указанную маркировку, чтобы определить характеристики смазки.

    Общие вопросы маркировки

    Выбор смазки для двигателя проводиться в зависимости от его типа, технических характеристик и условий эксплуатации. Для этого мировыми производителями транспортных средств и силовых установок разработано несколько стандартов. К ним относятся:

    1. SАЕ. Этот стандарт определяет температурные и вязкостные показатели масляных жидкостей.
    2. АCЕA. Стандарт европейских производителей автомобильной техники. Определяет вид моторной смазки для различных видов моторов, в зависимости от года их выпуска, характеристик и условий работы.
    3. АPI. Разработан американским институтом нефти для автомобильной техники, изготовленной американскими производителями. Является аналогом АСЕА.
    4. ILSАС. Стандарт составлен американскими и японскими производителями транспортных средств. Дублирует стандарт АPI.
    5. ГОСТ. Межгосударственный стандарт для стран СНГ. Определяет вязкость, температуру и свойство моторного масла.

    Существует две основные категории масла, название которых зависит от типа двигателя: бензиновое и дизельное. Есть универсальное масло для двигателей, но применяется редко. На этикетке указывается тип двигателя, для которого применяется смазочная жидкость.

    Основой всех масел является нефтепродукт, который перегоняется и наполняется определенными присадками и добавками. В результате такой обработки изменяется химический состав смазки, которая делится на минеральную, синтетическую или полусинтетическую. Обязательно на этикетке указывается химический состав моторной жидкости.

    Этикетка масляной канистры может нести в себе следующую информацию:

    1. Название продукта. В основном, это указание на то, каким по структуре является масляный раствор.
    2. Указание класса вязкости, согласно стандарту SAЕ. Необходимо убедиться, что класс вязкости на канистре соответствует требованиям автопроизводителя. Это указано в инструкции по эксплуатации транспортного средства.
    3. Соответствие стандартам АСЕА и АРІ. Необходимые требования также указаны в инструкции по эксплуатации транспортного средства.
    4. Рекомендации производителей транспортных средств. На этикетке указано, какие ведущие производители техники рекомендуют использовать данное автомасло для своих автомобилей.
    5. Штрих-код товара и дата его изготовления.
    6. Категория транспортных средств, для которых рекомендуется использовать смазку.
    7. Химический состав. Указывает перечень добавок и присадок, что позволяет более точно подобрать нужную масляную жидкость.

    Маркировка масла по вязкости

    Показатель вязкости масляной жидкости определяется стандартом SAЕ и ГОСТом. Оба стандарта делят масла на три категории: летнее, зимнее и всесезонное. Обозначение вязкости моторных масел по указанным стандартам проводится в буквенно цифровом виде.

    Стандарт SAЕ

    Для летнего сезона маркировка моторного масла и расшифровка проводится цифрой. Например, SAЕ30. Имеет маркировку SAЕ30, 40, 50, 60. Число указывает на максимальную температуру, при которой допустимо использование смазочной жидкости.

    Зимняя масляная жидкость имеет буквенно-цифровое обозначение. Например, SAЕ20W, где буква будет означать, что жидкость зимняя. Маркировка зимнего масла имеет вид SAЕ 20W, 15W, 10W, 5W, 0W. Чтобы определить нижнюю температурную границу, при которой возможно применение смазочного раствора, необходимо от указанной в марке цифры вычесть 35 градусов.

    Всесезонная масляная жидкость имеет комбинированный вид. Например, SAЕ10W/30. В числителе указано значение для зимней эксплуатации, в знаменателе – для летнего использования.

    Температурные показатели можно выложить таблицей

    Зимняя смазка Летняя смазка
    марка нижний температурный уровень марка верхний температурный уровень
    SAЕ 0W До минус 35° SAЕ 60 До плюс 60° и более
    SAЕ 5W До минус 30° SAЕ 50 До плюс 50°
    SAЕ 10W До минус 25° SAЕ 40 До плюс 40°
    SAЕ 15W До минус 20° SAЕ 30 До плюс 30°
    SAЕ 20W До минус 15°

    Межгосударственный ГОСТ

    Этим стандартом установлены классификация и марки моторных жидкостей, которые используются во всех транспортных средствах.

    Спецификация смазок состоит из букв и цифр. В ее начале стоит литера М, которая означает слово моторный. Вторая цифра будет обозначать класс вязкости смазки. Следующая буква с индексом 1 или 2 определяет тип двигателя, в который этот масляный раствор можно заливать.

    По кинематической вязкости моторные масла делятся на:

    1. Летние. Маркируются цифрами 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24.
    2. Зимние. Маркируются цифрами 3з, 4з, 5з, 6з. Буква «з» обозначает, что масляный раствор зимний.
    3. Всесезонные. Имеют двойную индексацию, где в числителе зимний класс, а в знаменателе – летний. Имеют марки 3з/8, 4з/6, 4з/8, 5з/10, 5з/12, 5з/14, 6з/10, 6з/14, 6з/16.

    В зависимости от характера работы и условий эксплуатации, двигательный смазочный материал делится на группы. Они имеют следующие наименования:

    1. Группа А – бензиновые и дизельные нефорсированные двигатели.
    2. Группа Б – слабо форсированные бензиновые и дизельные силовые установки.
    3. Группа В – средне форсированные бензиновые и дизельные силовые установки.
    4. Группа Г – высоко форсированные бензиновые и дизельные двигателя.
    5. Группа Д — высоко форсированные бензиновые и дизельные двигателя, работающие в тяжелых условиях.
    6. Группа Е — высоко форсированные бензиновые и дизельные двигателя, работающие в экстремальных условиях.

    Каждый тип двигателя имеет добавочный индекс. Если после буквы стоит цифровая индексация 1, то это бензиновый двигатель. Цифровая индексация 2 ставится после буквы, у дизельного силового агрегата. Универсальный масляный раствор имеет двойное указание. Впереди ставится группа смазки для дизеля, после нее идет группа для бензинового силовика.

      Как правильно проверить уровень масла в АКПП

    Стандартизация АРІ

    Согласно требованиям этого стандарта, масла делятся на две группы. К ним относятся:

    1. Группа «Servісе». Обозначается литерой S и означает, что это смазочный раствор для бензиновых силовых агрегатов, которые установлены на легковых автомобилях, грузоподъемных транспортах малой мощности и микроавтобусах.
    2. Группа «Commerciаl». Обозначается литерой С и означает, что это смазочный раствор для транспортных средств с дизельной силовой установкой.
    3. Комбинированная группа. Обозначается литерами S/С. Может заливаться в легковые автомобили с дизельным двигателем или в масляную систему как бензиновых, так и дизельных моторов.

    Группы смазок имеют индексацию из двух букв. Чем ниже в алфавите вторая буква, тем выше качество масляного наполнителя. Для дизельных силовых агрегатов применяются растворы следующего стандарта:

    1. СD2 – для силовых агрегатов, выпущенных после 1972 года, которые оборудованы турбонаддувом, а солярка имеет высокое содержание серы.
    2. СЕ – для силовых агрегатов с принудительной подачей воздуха, выпущенных после 1983 года.
    3. СF4 – для силовых агрегатов с принудительной подачей воздуха, выпущенных после 1990 года.
    4. СF, СF2 – для силовых агрегатов с принудительной подачей воздуха, выпущенных после 1994 года.
    5. СG4 – для силовых агрегатов с турбонаддувом, выпущенных после 1994 года. Масляная жидкость с лучшими качественными характеристиками и нормами токсичности.
    6. СН4 – для быстроходных и скоростных силовых агрегатов с турбонаддувом, выпущенных после 2001 года, с высокими ограничителями токсичных отходов.
    7. СI4 – для высокоскоростных турбированных силовых установок, выпущенных после 2004 года, которые оборудованы системой рециркуляции выхлопных газов. Масляный раствор может служить заменой предыдущих смазок.
    8. СJ4 – для силовых турбодизельных пусковых агрегатов, выпущенных после 2010 года, имеющих сажевый фильтр.

    Цифровой индекс в масле указывает на использование ее в двух или четырехтактном двигателе.

    Для бензиновых силовых агрегатов применяются масляные жидкости следующего стандарта:

    1. SF – для силовых агрегатов, выпущенных после 1973 года.
    2. SG – для моторов, выпущенных после 1990 года, которые имеют сложные условия эксплуатации.
    3. SН – для силовых агрегатов, выпущенных после 1994 года, которые имеют сложные условия эксплуатации.
    4. SJ – с повышенными энергосберегающими показателями для двигателей, выпущенных после 1998 года, которые имеют сложные условия эксплуатации.
    5. SL – с длительным сроком эксплуатации для силовых установок, выпущенных после 2001 года
    6. SМ – с длительным сроком эксплуатации и высокими противоокислительными показателями для моторов, выпущенных после 2004 года.

    Все соответствия стандартам проверяется специальной комиссией АРІ.

    Стандартизация АСЕА

    Моторный масляный компонент по стандарту АСЕА делится на категории в зависимости от конструкции и условий эксплуатации. Они включают:

    1. Категория А и В. Включает растворы масел для бензиновых и дизельных силовых агрегатов, установленных на малых транспортных средствах (легковые автомобили или микроавтобусы).
    2. Категория С. Масла для бензиновых и дизельных моторов, с нейтрализатором выхлопных газов в соответствии с требованиями экологической защищенности.
    3. Категория Е. Смазывающие растворы для дизельных моторов, которые эксплуатируются в тяжелых или экстремальных условиях.

    Каждая из категорий имеет свои подкатегории, которые определяют использование смазки для определенного типа силовой установки, работающей в конкретных условиях. Раствор марок А и В имеют подкатегории A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5. Смазки марки С делятся на подкатегории С1, С2, С3, С4. Смазки марки Е имеют подкатегории Е4, Е6, Е7, Е9.

    Системы стандартизации АРІ и АСЕА похожи между собой, но стандарт АСЕА имеет более жесткие требования. Так, стандарт АСЕА А3/В3 является аналогом стандарта АРІ SL/СF, но на практике масляная жидкость европейского стандарта может оказаться намного лучше своего американского аналога.

    Расшифровка маркировок смазочных растворов

    В зависимости от того, смазку какого производителя предстоит приобрести, будет нанесено шифр-код на канистре.

    Исходя из изложенного выше материала, рассмотрим несколько примеров расшифровки.

    Расшифровка маркировки моторного масла отечественных производителей:

    1. М-10-В1. М – моторная смазка. Летняя. 10 – класс вязкости. В1 – раствор для средне форсированного бензинового пускового агрегата.
    2. М-5з/12-В. М – моторная смазка. Универсальная. 5з – класс вязкости зимой, 12 – класс вязкости летом. В – комбинированная смазка для среднефорсированного бензинового или дизельного силового агрегата.
    3. М-3з/8-В2Г1. М – моторная смазка. Универсальная. 3з – класс вязкости зимой, 8 – класс вязкости летом. Раствор для В2 – среднефорсированного дизельного мотора и Г1 – высокофорсированного бензинового турбированного агрегата.
    4. М-3з/8-Д(т). М – моторная смазка. Универсальная. 3з – класс вязкости зимой, 8 – класс вязкости летом.

    Смазка для Д – высокофорсированного дизельного турбированного агрегата. Т – трансмиссионная смазочная жидкость.

    Расшифровка зарубежных производителей:

    1. SAЕ40 АРІ СJ-4. Летняя смазка. 40 – класс вязкости. СJ4 – дизельные силовые турбодизельные пусковые агрегаты, оборудованные сажевым фильтром.
    2. SAЕ15W/40 АРІ СI-4/SМ. Комбинированная смазка. 15W – класс вязкости зимой. 40 – класс вязкости летом. СI-4 — дизельныевысокоскоростные турбированные силовые установки с системой рециркуляции выхлопных газов. SМ – бензиновые моторы.

    Заключение

    Каждый водитель транспортного средства должен знать, что означают различные цифры на моторном масле. Необходимо знать, как маркируются масляные растворы. В случае непредвиденной ситуации это может пригодиться.

    Источник: https://555-shop.ru/obsluzhivanie/chto-oznachaet-markirovka-masla.html

    Классификация моторных масел — маркировка масел SAE, API, ACEA

    В этой статье мы рассмотрим различные системы классификации моторных масел. За время существования двигателей внутреннего сгорания было разработано огромное количество масел, различающихся как по качеству, так и по сфере применения и особенностям использования.

    Всё это многообразие требовало какого-то упорядочивания, для чего разными автомобильными организациями и были созданы стандарты, позволяющие классифицировать масла в зависимости от их свойств и назначения.

    Используя эту информацию, можно с лёгкостью подобрать нужное масло для конкретного двигателя, исходя из рекомендаций производителя автомобиля.

    Приведём основные системы классификации моторных масел:

    • во-первых, конечно же, SAE J300 – классификация вязкости моторных масел
    • API – классификация качества, или, вернее сказать, эксплуатационных характеристик масла
    • ACEA – европейская классификация, включающая информацию и о сфере применения масла, и о его качестве
    • ILSAC – японо-американская система оценки эксплуатационных характеристик масла
    • OEM-допуски – требования к маслам автопроизводителей
    • ГОСТ 17479.1-85 – рождённый ещё в СССР, однако действующий и по сей день российский стандарт моторных масел

    Как видите, различных спецификаций немало, однако основными являются три из них: SAE, API и ACEA. Давайте разбираться, что же они собой представляют.

    Классификация вязкости SAE

    Данная классификация моторных масел (кстати, трансмиссионных тоже) во всех подробностях описана в статье о вязкости моторного масла.

    Здесь же скажу вкратце, что она регулирует (как уже, наверное, стало понятно:)) вязкость моторного масла в трёх основных своих состояниях: при запуске двигателя (холодное масло), при его штатной работе (разогретое масло) и при режиме больших оборотов и нагрузках сдвига, так называемый HTHS (перегретое масло).

    На канистрах эта классификация имеет вид написания xxW-yy (например, 10W-40), где первое число характеризует минимально необходимые условия для запуска двигателя в холодное время года, а второе означает вязкость при штатном режиме работы. Впоследствии во второе число заложили и требования к работе в «форсированном» режиме. Так сказать, два в одном.

    В некоторых случаях возможно использование этих чисел по отдельности, например, масло с вязкостью 20W и масло с вязкостью 30. Такие масла называют сезонными (условно, «летними» и «зимними»). Буква W означает как раз winter, «зима» по-английски. Как я уже сказал, для исчерпывающей информации по этой системе классификации читайте статью по ссылке, данной выше.

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как залить масло в коробку передач ваз 21099

    Классификация API

    Эта система характеризует различия в эксплуатационных характеристиках моторных масел. Придумана она была организацией с названием American Petroleum Institute, что и отражено в аббревиатуре. В этой классификации содержится два раздела, в соответствии с типами моторных масел.

    Масла для бензиновых моторов маркируются буквой S (Service), а для дизелей буквой C (Commercial). Есть мнение, что буква S означает spark, то есть воспламенение от искры, а C – это compression – воспламенение от сжатия.

    Мне эта версия кажется более обоснованной, однако материалы на официальном сайте API недвусмысленно намекают на первый вариант. А жаль.

    Далее идёт буква, означающая соответствующие эксплуатационные характеристики (например, SJ, SL, SM, или СD, CE, CF и так далее). Вторые буквы меняются в зависимости от принятия более жёстких требований к качеству масла, чем ближе к концу алфавита буква, тем масло лучше. Это вполне совпадает с хронологическим порядком разработки масел.

    Первые масла после появления этой классификации моторных масел были промаркированы как SA и CA. Они не содержали присадок, соответственно, имели крайне невысокие характеристики и подходили для автомобилей ориентировочно до 1930 года выпуска (как раз в 1931 году в масла начали добавлять присадки). Кстати, о присадках подробнее можно почитать в статье про состав моторного масла.

    Станет понятно, из чего складываются высокие показатели масла в работе.

    По мере разработки новых стандартов, предыдущие признаются устаревшими. Например, на сегодняшний день (2015 год) актуальны градации для бензиновых двигателей:

    • SN – наиболее современная градация, представлена в октябре 2010 года. Предусматривает лучшую на сегодняшний день защиту от высокотемпературных отложений на поршнях, образование шлама, совместимость с материалами уплотнений. Обеспечивает экономию топлива и сбережение ресурса двигателя, совместимость с системами контроля вредных выбросов в выхлопе и защиту двигателей, работающих на этанолосодержащем топливе вплоть до E85 (марка такого топлива, где содержится 85% этанола и 15% бензина). Кстати говоря, если кто не в курсе, чем занимается масло в машине, рекомендую почитать статью о свойствах моторного масла.
    • SM – для автомобилей 2010 года выпуска и старше.
    • SL – для автомобилей 2004 года выпуска и старше.
    • SJ – для автомобилей 2001 года выпуска и старше.

    Более современная ступень градации может использоваться вместо предыдущих.

    Для дизельных двигателей:

    • CJ-4 – наиболее современная градация, также представлена в 2010 году.
    • CI-4 – для автомобилей 2002 года выпуска и старше. Удовлетворяет требованиям 2004 года вредных веществ в выхлопных газах.
    • CH-4 – для автомобилей 1998 года выпуска и старше.

    Все остальные градации являются устаревшими и могут быть без проблем заменены на актуальные в старых автомобилях.

    В основном, выпускаемые моторные масла являются универсальными и спокойно могут использоваться как в бензиновых движках, так и в дизелях. В этом случае на этикетке масла указываются и бензиновые, и дизельные градации API через дробь (например, API SN/CF), причём на первом месте указывается градация основного предназначения масла – бензиновое или дизельное. Соответственно, если масло рассчитано только на один тип двигателя, то и спецификация пишется только на этот тип.

    На маслах, сертифицированных API можно увидеть вот такие значки, на которых указывается класс (а можно и не увидеть, это необязательный атрибут).

    Да, кого-то, наверное, интересует вопрос, а что же за цифра 4 стоит в обозначении СI-4 и других? А это означает, что масло годится для четырёхтактного дизеля. Соответственно, бывают масла и для двухтактных дизелей, правда, класс у них только один – CF-2 (ну, ещё у него был предшественник CD-II, но это уже тема отдельной «жевательной» статьи по классификации API, для «увлечённых», так сказать:)).

    Классификация ACEA

    Рассмотренные выше стандарты «родились и выросли» в Америке, что может показаться странным, ведь автомобили-то изобрели в Европе. Вот и европейцам в какой-то момент (а именно в 1972 году) пришло в голову создать организацию, регулирующую околоавтомобильную отрасль производства путём выпуска различных стандартов.

    Скрывалась эта организация за аббревиатурой CCMC (от французского Comité des Constructeurs du Marché Commun – комитет производителей автомобилей общего рынка, что-то вроде того). Логика выпуска масляных стандартов была такая же, как у API, с каждым улучшением различных качеств моторных масел добавляли очередную цифру к буквам G (бензиновые двигатели), D (дизельные двигатели) и PD (дизеля легковушек).

    А старые постепенно признавались устаревшими. Все эти предания старины глубокой нас интересуют постольку, поскольку именно на основе этой организации в 1996 году родилась ассоциация европейских производителей автомобилей (опять же с французского Association des Constructeurs Européens d’Automobiles – ACEA).

    Вот классификация этой организации нас и интересует, поскольку любой маслопроизводитель, следящий за своей репутацией, будет проходить сертификацию своей продукции в ACEA и лепить на банки соответствующие обозначения, которые, кстати, выглядят, например, так: A3/B4, A1/B1, C3, E6 и так далее

    Итак, классификация моторных масел ACEA включает в себя четыре раздела, обозначаемые различными буквами:

    • A – масла для бензиновых двигателей
    • B – масла для дизелей легковых автомобилей и малого коммерческого транспорта
    • C – масла со сниженным содержанием золообразующих элементов
    • E – масла для тяжёлых коммерческих грузовиков

    Буквой А в 1996 году заменили букву G из стандарта CCMC, а буквой B – классификацию PD (дизельные легковушки и маленькие грузовички, помните?). До 2004 года эти буквы (и масла, ими классифицируемые) существовали по отдельности, но с 25.10.

    2004 в их объединили в несколько сочетаний вида Ax/By, что подразумевает их универсальное применение.

    Я приведу актуальные обозначения 2012 года (есть спецификации 2014 года, но в настоящий момент они не вывешены на официальном сайте ACEA, соответственно, их как бы нет:)):

    A1/B1 – всесезонные масла с увеличенным интервалом между заменами для бензиновых и дизельных двигателей, чья конструкция предусматривает использование маловязких масел с параметром HTHS равным 2.6 мПа*с для вязкости xW-20 и от 2.9 до 3.5 мПа*с для всех остальных вязкостей.

    Возможность применения таких масел должна быть прямо указана в документации на машину/двигатель, в противном случае их применение чревато поломкой двигателя. Если кому-то непонятно, что за HTHS такой, рекомендую почитать статью о вязкости моторного масла.

    Там всё расписано довольно подробно.

    A3/B3 – всесезонные масла для высоконагруженных бензиновых и дизельных двигателей и/или с возможностью увеличенного срока замены, там, где это предусмотрено производителем двигателя, и/или круглогодичного использования маловязкого масла, и/или жёстких условий эксплуатации в соответствии с рекомендациями автопроизводителя. Как видим, формулировка довольно расплывчатая (напомню, это перевод текста из официального документа). Если перевести вольно и коротко, то это обычное масло, которое льют в машины, не имеющие рекомендаций к применению остальных классов.

    A3/B4 – практически то же самое, что и предыдущий пункт, плюс использование для дизелей с прямым впрыском. Соответственно, легко заменяет предыдущий пункт и более предпочтителен, чем он. Не все чётко понимают, с прямым впрыском у них дизель, или нет:).

    A5/B5 – всесезонные масла с увеличенным интервалом между заменами для высоконагруженных бензиновых и дизельных двигателей, чья конструкция рассчитана на использование маловязких масел с параметром HTHS от 2.9 до 3.5 мПа*с.

    В чём-то перекликается с A1/B1 – там указана HTHS-вязкость для масел xW-20 (самые маловязкие на сегодняшний день), а здесь предусмотрена возможность использования в высоконагруженных двигателях.

    Так же, как и в A1/B1 возможность применения должна быть прямо указана в документации на автомобиль/двигатель, иначе сами знаете:).

    Вот картинка по поводу взаимозаменяемости этих классов.

    В случае необходимости A1/B1 можно заменить на A5/B5 или на A3/B3/B4 (с увеличением расхода топлива). A5/B5 на что-то другое заменять категорически не рекомендуется.

    Источник: https://masloteka.ru/motornoe_maslo/klassifikaciya-motornyx-masel.html

    Классификация моторных масел — SAE, ACEA, по ГОСТ, стандарты и допуски OEM, топ-10 лучших производителей, расшифровка пиктограмм и маркировок

    Рынок лубрикантов для двигателей внутреннего сгорания каждый день пополняется новыми экземплярами. Ассортимент продуктов настолько велик, что порой бывает сложно сделать выбор. Ниже мы разберем классификации и различные стандарты масел, рассмотрим их эксплуатационные показатели и иерархию классов.

    Рынок моторных масел поражает своим ассортиментом

    Классификация моторных масел

    Для облегчения сортировки лубрикантов были созданы классификации. Они опираются на эксплуатационные качества, вязкостные показатели и уровень качества компонентов смазки. Самыми популярными являются разделения API и SAE. Чаще всего при выборе моторных масел автолюбители опираются именно на них.

    Таблица классификации SAE

    Класс пo SAE Низкотемпературная вязкость Высокотемпературная вязкость
    Проворачивание Прокачиваемость Вязкость, мм2/с, при 100° С Вязкость, мПа с, при 150 °С и скорости сдвига 106с-1, нe менее
    Максимальная вязкость, мПа с, при t,°С Максимальная вязкость, мПа с, при t,°С Min Max
    0W 3250 при -30°С 60000 при -40°С 3,8
    5W 3500 при -25°С 60000 при -35°С
    10W 3500 при -20°С 60000 при -30°С 4,1
    15W 3500 при -15°С 60000 при -25°С 5,6
    20W 4500 при -10°С 60000 при -20°С 5,6
    25W 3250 при -5°С 60000 при -15°С 9,3
    20 5,6

    Источник: https://SwapMotor.ru/instrument-i-oborudovanie/klassifikaciya-motornyh-masel.html

    Маркировка моторного масла по SAE, API, ACEA — АвтоЖидкость

    Некоторые автомобилисты, даже с приличным стажем, не до конца понимают указанные на канистре с моторным маслом допуски и спецификации. Ниже кратко разберём маркировку моторного масла и расшифровку основных обозначений.

    Вязкость по SAE

    Показатель вязкости – наиболее узнаваемое обозначение. Сегодня более 90% моторных масел маркируется по SAE J300 (классификация, созданная сообществом автомобильных инженеров). Согласно этой классификации все моторные масла проверяются и маркируются по показателю вязкости и в зависимости от температуры перехода в неэксплуатируемое состояние.

    Обозначение по SAE состоит из двух индексов: летнего и зимнего. Эти индексы могут использоваться как по отдельности (для конкретно летних или зимних смазочных материалов), так и вместе (для всесезонных). У всесезонных масел летний и зимний индексы разделены между собой дефисом. Зимний пишется первым и состоит из однозначного или двухзначного числа и буквы «W» после цифр. Летняя часть маркировки указывается через дефис числом без буквенной приписки.

    Согласно стандарту SAE J300, летние обозначения могут иметь вид: 2, 5, 7,5, 10, 20, 30, 40, 50 и 60. Зимних обозначений меньше: 0W, 2,5W, 5W, 7,5W, 10W, 15W, 20W, 25W.

    Значение вязкости по SAE – комплексное. А именно указывает на несколько характеристик масла. Для зимнего обозначения в нем учитываются такие параметры, как: температура застывания, температура свободной прокачиваемости масляным насосом и температура, при которой гарантирован проворот коленчатого вала без повреждения шеек и вкладышей. Например, для масла 5W-40 минимальная температура эксплуатации равняется –35° C.

    Так называемый летний индекс в маркировке SAE показывает, какая у масла будет вязкость при температуре 100° C (в рабочем режиме мотора). Например, для того же масла SAE 5W-40 кинематическая вязкость составляет от 12,5 до 16,3 сСт.

    Это параметр наиболее важен, так как именно он определяет, как поведёт себя масляная плёнка в пятнах трения. Исходя из конструктивных особенностей мотора (зазоров в сопрягаемых поверхностях, контактных нагрузок, скорости взаимного перемещения деталей, шероховатости и т. д.

    ) автопроизводитель подбирает оптимальную вязкость для того или иного ДВС. Эта вязкость и указывается в инструкции по эксплуатации авто.

    Ошибочно автомобилисты связывают напрямую так называемый летний индекс с допустимой температурой эксплуатации масла летом. Подобная связь есть, но она весьма условная. Напрямую летний индекс указывает только на одну величину: вязкость масла при 100° C.

    Классификация по API

    Второе по распространённости обозначение – это классификация масла по API (американский институт нефти). Здесь также в маркировку заложен комплекс показателей. Можно сказать, что этот классификатор указывает на технологичность масла.

    Расшифровка, предложенная инженерами американского института нефти, довольно проста. Классификация по API включает в себя две основные буквы и в некоторых случаях через дефис цифру, которая уточняет область использования того или иного масла. Первой идёт буква, указывающая на область применимости масла в зависимости от системы питания двигателя. Буква «S» говорит о том, что масло предназначено для бензиновых моторов. Буква «C» указывает на дизельную принадлежность смазочного материала.

    Вторая буква говорит о технологичности масла. Под технологичностью подразумевается большой комплекс характеристик, который для каждого отдельного класса по API имеет свой набор требований. И чем дальше от начала алфавита вторая буква в обозначении по API, тем более технологичное масло. Например, масло класса SM по API лучше, чем SL. Для дизельных моторов с сажевыми фильтрами или повышенными нагрузками могут использоваться дополнительные буквы в маркировке, например, СJ-4.

    Сегодня для гражданских легковых автомобилей передовыми являются классы SN и CF по API.

    Классификация по ACEA

    Европейская ассоциация автомобильных производителей ввела свою систему для оценки применимости моторных масел в тех или иных двигателях. Эта классификация состоит из буквы латинского алфавита и цифры. Букв в этой методике четыре:

    • A – бензиновые моторы.
    • B – дизеля легковых авто без сажевых фильтров.
    • C – транспорт с дизельным двигателем, оснащённый сажевым фильтром.
    • E – коммерческий транспорт с высоконагруженными дизельными моторами.

    Цифра после буквы указывает не технологичность масла. Сегодня большинство моторных масел для гражданского транспорта универсальны и маркируются как A3/B3 или A3/B4 по ACEA.

    Другие важные характеристики

    На свойства и область применения моторного масла также влияют нижеследующие характеристики.

    1. Индекс вязкости. Показывает, насколько масло изменяет вязкость при повышении или понижении температуры. Чем больше индекс вязкости, тем менее зависим смазочный материал от изменения температуры. Сегодня этот показатель колеблется в пределах от 150 до 230 единиц. Масла с высоким значением индекса вязкости лучше подойдут для климата с большой разбежкой между максимальной и минимальной температурой.
    2. Температура застывания. Точка, при которой масло теряет текучесть. Сегодня качественная синтетика может сохранять текучесть при температурах вплоть до –50° C.
    3. Температура вспышки. Чем выше этот показатель, тем лучше масла противостоит выгоранию в цилиндрах и окислению. Для современных смазочных материалов температура вспышки в среднем составляет от 220 до 240 градусов.
    1. Сульфатная зольность. Показывает, сколько после выгорания масла в цилиндрах останется твёрдой золы. Рассчитывается в процентном соотношении от массы смазки. Сейчас этот показатель колеблется в пределах от 0,5 до 3%.
    2. Щелочное число. Определяет способность масла очищать мотор от шламовых отложений и противостоять их формированию. Чем выше щелочное число, тем лучше масло борется с отложениями сажи и шлама. Этот параметр может находиться в интервале от 5 до 12 мгКОН/гр.

    Есть ещё несколько характеристик моторного масла. Однако они обычно не указываются на канистрах даже с описанием подробных характеристик на этикетке и не оказывают большого влияния на эксплуатационные свойства смазки.

    Источник: https://avtozhidkost.ru/markirovka-motornogo-masla-rasshifrovka-sae-api-acea/

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    СТО
    Как настроить сигнализацию Starline на автозапуск по времени

    Закрыть