Какой цвет должен быть у тормозной жидкости

Заливаем тормозную жидкость с умом: марки и характеристики

Какой цвет должен быть у тормозной жидкости

Тормоза, конечно, придумали трусы. Но трусы очень предусмотрительные и изобретательные. Не зря же мы до сих пор толком не знаем какая тормозная жидкость подходит нашему автомобилю, какой у неё состав и можно ли смешивать жидкости разных марок. А это очень важные моменты, которые непосредственно влияют на безопасность.

Даже те, у кого по химии была тройка, понимают, что тормозная жидкость это многокомпонентный состав, порой довольно сложный. Состав этот должен соответствовать массе требований для того, чтобы при нажатии на педаль тормоза автомобиль послушно остановился. И чем сильнее нажать, тем интенсивнее будет торможение. С плохой некачественной или изношенной жидкостью этого добиться невозможно. Вот поэтому и не помешает уделить свойствам и характеристикам тормозухи несколько минут.

Тормозная жидкость ABRO DOT4

Тормозная жидкость призвана заменить механический привод тормозов — максимально быстро и точно передать усилие от педали к рабочим тормозным механизмам.

Для этого жидкость должна быть несжимаемой, в противном случае нам просто не хватит хода педали, чтобы заблокировать колесо.

Ещё жидкость ни в коем случае не должна кипеть, поскольку в процессе кипения выделяется пар, который создаёт сжимаемые воздушные пробки и педаль провалится в пол, так и не заблокировав колесо. Не должна также замерзать и впитывать влагу.

Чтобы как-то систематизировать требования по температуре кипения и вязкости жидкости, в Министерстве транспорта США (Department of Transportation, DOT) разработали стандарты, которыми мы пользуемся до сих пор. (Федеральный стандарт безопасности FМVSS № 116).

Теоретически различают температуру кипения сухой жидкости (без примесей воды) и с минимально допустимыми 3,5% влаги. Вязкость же определяется при пограничных температурах, от +100°С до -40°С.

Эти же стандарты приняла Европа и закрепила их документально в национальных реестрах (ISО 4925, SАЕ J 1703).

Мы, как простые потребители с тройкой по химии, от тормозной жидкости многого не хотим. Вот, что нам от неё нужно, ни больше, ни меньше:

  • Жидкость должна иметь максимальный порог закипания, при этом не терять вязкость и сохранять «несжимаемость».
  • Она не должна разъедать резиновые элементы тормозной системы, манжеты, пыльники, уплотнители, как это делают дешёвые составы вроде «Нева», «Роса» и прочие суррогаты. В противном случае мы подвергаемся риску разгерметизации тормозной системы и потере тормозов ежеминутно. Впрочем, под влиянием жидкости некоторые резиновые детали могут разбухать и повышать герметичность. Для зарубежных составов изменение размеров резинотехнических изделий не должно превышать 10%, у нас это вообще никто не контролирует.
  • Тормозная жидкость не должна вызыватькоррозию и приводить к разрушению металлических элементов системы. Причём разных металлов — стали, латуни, чугуна, меди, алюминия и его сплавов, поскольку в тормозной системе море разных деталей и магистралей. Чтобы предотвратить коррозию, в состав вводят определённое количество ингибиторов.
  • Смазывающие характеристики. Важный параметр, который влияет на износ зеркал тормозных цилиндров, манжетных колец, уплотнителей и поршней.
  • Стабильность состава. Жидкость не должна расслаиваться, давать осадок, отложения прилюбых рабочих температурах. В стандарте указаны рамки — от -40°С до +100°С.

Все составы, которые стоят на полках магазинов, в большей или меньшей степени соответствуют этим требованиям, но на каждой банке или бутылке с тормозухой написана её марка. А марка зависит от состава, что тоже немаловажно.

Поскольку по химии у нас тройка, то вникать в формулы и валентность компонентов тормозной жидкости не станем. Достаточно знать, что на 95-98% она состоит из основы, которая и определяет марку жидкости. Остальная доля приходится на присадки для улучшения эксплуатационных характеристик и красители. Нам важно знать, что жидкости бывают трёх типов:

  • минеральные;
  • гликолевые;
  • силиконовые.

Минеральные жидкости

Минеральные тормозные жидкости бля старых автомобилей БСК, ТЖ22

Самые дешёвые и простые минеральные жидкости состоят из касторки и спирта. Пример — жидкость красного цвета БСК, которая использовалась для древних автомобилей с барабанными тормозами. У неё все отлично с гигроскопичностью (не впитывает воду), она прекрасно справляется со смазыванием трущихся элементов и не влияет на лаки и краски.

Жидкости на основе гликоля

Полигликолевые тормозные жидкости изготовлены на основе многоатомных спиртов, если это кому-то о чем-то скажет. Важная их особенность в том, что они не закипают при высоких температурах, а это значит, что их можно использовать в тормозных системах всех современных автомобилей с дисковым тормозным механизмом.

Эти составы имеют хорошую вязкость и неплохо смазывают трущиеся элементы системы. Основной их минус в том, что они могут впитывать влагу.

Влага попадает в систему в основном в виде конденсата на пробке расширительного бачка, а чем больше процент воды в жидкости, тем быстрее она закипит, тем больше вязкость на морозе, тем хуже смазывающие свойства и больше вероятность поражения коррозией трубок, поршней и тормозных цилиндров.

Интересное по теме:  Клоны наступают: Zotye Traum Meet 3Составы на основе гликоля DOT 3, DOT 4, DOT 5.1 Ferodo

Все гликолевые жидкости маркируются DOT 3, DOT 4, DOT 5.1.

В принципе, они взаимозаменяемы, но все же смешивать составы разных производителей крайне нежелательно, кто знает какие добавки входят в состав и как они будут реагировать на состав фирмы-конкурента.

Поэтому для старых машин все же лучше использовать жидкости на минеральной основе. Ну а если невтерпёж, то придётся менять все пыльники и манжеты.

Силиконовые тормозные жидкости DOT 5

Составы на основе силикона считаются самыми прогрессивными. Они разрабатываются на основе кремнийорганических полимеров и способны держать температуру кипения до +350°С без изменения свойств. Эти жидкости не замерзают даже при стоградусной минусовой температуре и абсолютно равнодушны к влаге. Небольшой минус их в том, что смазывающие свойства пока ещё оставляют желать лучшего, но в передовых лабораториях уже вовсю работают над этим.

Силиконовые жидкости DOT5 от Johnsen’s

Жидкостям DOT 5 прямая дорога в автомобильный спорт, поскольку именно там пригодится их способность не закипать при сильном нагреве дисков и колодок. В гражданской технике силиконовые жидкости используются крайне редко.Теоретически, жидкости типов DOT 3, 4 и 5.1 смешивать можно. Но желательно одного производителя.

Регламент замены жидкости зависит в первую очередь от типа жидкости

Замена тормозной жидкости, точнее, регламент замены точно установить довольно сложно, хотя для каждого типа тормозухи есть свои пределы:

  • Минеральные жидкости практически не впитывают воду и их замена необходима только в случае аварийной разгерметизации системы или старения жидкости. В среднем, рекомендуют проверять состояние ТЖ раз в год, а замена может понадобиться не ранее чем через 8-10 лет.
  • Вдвое чаще проверяют состояние гликолевых жидкостей. Это связано с повышенной гигроскопичностью. Срок службы жидкостей DOT 3 и 4 составит около 3-4 лет. Впрочем, состояние ТЖ следует оценивать исключительно по внешнему виду — потеря цвета, помутнение, взвесь скажут о том, что жидкость нужно менять.
  • Силиконовые составы, которые мало используются в обычных автомобилях, служат гораздо дольше, до 15 лет. Она не впитывает влагу, но имеет целую кучу других проблем. Например, высокая степень аэризации, то есть поглощения воздуха. Именно поэтому составы DOT 5 запрещается использовать в тормозных системах, оборудованных системами ABS.

Новая, пятилетняя и жидкость возрастом 12 лет. Есть же разница?

Заметьте, мы рассмотрели только виды жидкостей, а брендов даже не касались. Поэтому выбор ТЖ для конкретного автомобиля может быть сильно затруднён огромным ассортиментом. Напоследок разберёмся какую жидкость лить в автомобили, сходные по году выпуска, характеристикам и конструкции тормозной системы.

Минеральная жидкость (БСК)

Минеральная жидкость БСК

Производится мало и предназначена для автомобилей с барабанным тормозным механизмом выпуска до 1980 года. Низкая температура кипения (около 100 градусов), температура загустения -20°С. В современных автомобилях не используется, поскольку не отвечает стандартам DOT. Окрашивается в ярко-красный цвет.

DOT 3

Тойотовская жидкость DOT 3

Светло-жёлтая жидкость с температурой кипения около 200 градусов, минимальная рабочая температура -40°С. Купить тормозную жидкость DOT 3 резонно для  автомобилей с максимально допустимой скоростью 160 км/ч с передними дисковыми и задними барабанными тормозами. По сути, это все легковушки бюджетного сегмента начиная от десяток и Приор, заканчивая Volkswagen Polo, Kia Rio, Daweoo Lanos, Renault Duster, Mazda 3.

DOT 4

Источник: http://i-love-mycar.com/vybiraem-tormoznuyu-zhidkost-pravilno/

Пять видов жидкостей которые необходимо проверять в автомобиле

Какой цвет должен быть у тормозной жидкости

Для того, чтобы автомобили работали бесперебойно и без поломок, требуется множество видов регулярного обслуживания различных систем автомашины. К сожалению, многие плановые работы владельцы автомобилей не могут самостоятельно сделать по причине отсутствия знаний и опыта.

К счастью регламентные работы, требующие квалицированной помощи, не требуется проводить так часто. Но есть ряд плановых проверок и работ, которые может самостоятельно сделать любой водитель.

Самое простое это регулярно проверять различные жидкости, чтобы Ваш автомобиль находился в исправном состоянии.

Вот какие жидкости в автомобиле Вы должны проверять, чтобы все системы машины работали без сбоев и поломок.

Большинство проверок жидкостей в автомобиле не требует Вашего мастерства и каких-либо особых знаний. Ведь не сложно же поднять капот, чтобы проверить необходимые жидкости. Делая регулярные проверки и плановую замену различных жидкостей, Вы будете содержать свой автомобиль в хорошем состоянии и избежите дорогостоящих поломок. 

К тому же самостоятельная замена жидкостей в машине позволит Вам избежать недобросовестного отношения в автосервисах, где часто нам навязывают замену различных жидкостей, даже если в этом нет необходимости, и используют другие различные методы обмана.

Все что Вам нужно для самостоятельной проверки и замены жидкостей это где искать и что искать. Наверняка Вы часто слышали, что для нормальной работы двигателя необходимо регулярно проверять уровень масла. Давайте более подробно узнаем, что это означает. 

Имейте в виду, что каждая марка и модель отличается по своей конструкции и поэтому место расположения индикатора («щупа») масла различное, поэтому наши советы необходимо воспринимать как универсальную инструкцию, которую Вы можете немного видоизменить под особенность вашего транспортного средства.

Моторное масло

Скорее всего, первое, что Вы узнали о своей первой машине это то, что в ней необходимо проверять уровень масла в двигателе и периодически делать его замену. Эти работы необходимо проводить в большинстве автомобилях в которых как правило есть возможность проверить уровень жидкости в двигателе. 

В большинстве автомобилей чтобы проверить уровень масла необходимо заглушить двигатель, открыть капот, найти масляный щуп, который необходимо вытащить и протереть его. После этого необходимо вставить чистый щуп обратно в блок двигателя на короткое время и снова вытащить его, посмотрев уровень масла.

Если уровень масла не соответствует минимальному разрешенному значению, то необходимо долить моторное масло до нормального уровня. Помните, что чем старше автомобиль, тем чаще Вам придется подливать масло.

Если машина сжигает большое количество масла, то необходимо обратиться в автомастерскую для диагностики двигателя.

Как часто необходимо проверять масло в двигателе: Когда то производители автомобилей рекомендовали проверять уровень масла в моторе каждый раз, когда Вы заправлялись на АЗС. В наши дни в современных автомобилях такая частая проверка не нужна. Достаточна проверка 1 раз в месяц. 

Как часто необходимо менять масло в двигателе: Это зависит от автопроизводителя, от манеры езды, от климатических условий эксплуатации ТС, от года выпуска транспортного средства и многого другого.

Кто-то заявляет, что масло необходимо менять через каждые 5,000 километров или каждые 6 месяцев. Кто-то наоборот считает, что плановая замена масла в двигателе необходима каждые 15,000-20,000 км.

Для того чтобы точно узнать как часто необходима замена масла нужно обратиться к руководству к автомобилю (или к сервисной книжке) где производитель рекомендует периодичность замены масла. 

Масло в коробке передач

Ваша коробка передач выполняет сложную работу, передавая крутящий момент двигателя на привод колес. Благодаря ей автомобиль разгоняется плавно и быстро. Во многих автомобилях Вы также можете проверять масло в трансмиссии, точно также как проверяете масло в моторе. Отличие проверки масла в коробке передач от проверки масла в моторе — двигатель должен быть запущен.

В отличие от моторного масла, трансмиссионное масло находится внутри замкнутой системы, поэтому уровень масла в коробке не может быть низким.

Если уровень масла в трансмиссии низкий, то, не добавляя масло в коробку, обратитесь в специализированный автосервис для диагностики разгерметизации коробки и утечки масла. Во время проверки масла в коробке проверяется цвет жидкости, вязкость и запах.

Масло в коробке должно быть красного цвета и не содержать жженого запаха. Если жидкость имеет коричневый цвет и пахнет гарью, то необходимо поменять масло в коробке. 

Как часто необходимо проверять масло в коробке: Ежемесячно.

Как часто необходимо менять масло в коробке: Это зависит от типа, марки и модели автомобиля. Также периодичность замены зависит от типа трансмиссии. Но, как правило, в большинстве автомобилях периодичность замены масла в коробке составляет от 80,000 до 160,000. 

Охлаждающая жидкость (антифриз)

Как следует из названия охлаждающая жидкость, которая иначе называется антифриз, охлаждает двигатель автомобиля от перегрева. Если уровень охлаждающей жидкости будет ниже нормы, то вероятнее всего что наша машина будет перегреваться. Охлаждающая жидкость находится внутри радиатора.

Вы можете проверить ее уровень, просто отвернув крышку радиатора или крышку расширительного бачка антифриза (в зависимости от марки, модели машины крышка находится в разных местах под капотом). Помните, что проверка антифриза должна производиться на холодный двигатель, который должен быть выключен.

Если уровень жидкости низкий, то необходимо долить антифриз до необходимого минимального уровня.

Как часто проверять уровень антифриза: Минимум два раза в год. Весной и осенью. Рекомендуем Вам проверять уровень охлаждающей жидкости каждый раз, когда Вы открываете капот автомобиля. Сделать это не сложно, но это поможет избежать неожиданных утечек жидкости в результате разгерметизации системы охлаждения двигателя.

Как часто менять антифриз: 1 раз в 2-3 года.

Тормозная жидкость

Также как и в коробке передач, тормозная жидкость находится внутри замкнутой системы, поэтому уровень жидкости в тормозной системе никогда не должен быть низким. Тем не менее, проверять уровень жидкости необходимо, чтобы избежать неожиданных поломок тормозной системы.

Ёмкость с тормозной жидкостью находится под капотом автомобиля. В основном бачок с жидкостью расположен с левой части машины. Чтобы проверить уровень жидкости необходимо просто с боку посмотреть на уровень. Также проверяется цвет тормозной жидкости. Она должна быть золотистого цвета.

Если цвет коричневый или темнее, то тормозную жидкость необходимо заменить.

Как часто проверять тормозную жидкость: Каждый раз, когда Вы меняете масло в двигателе. 

Как часто делать замену тормозной жидкости: Каждые два года.

Жидкость гидроусилителя рулевого колеса

Ваш гидроусилитель рулевого управления помогает Вам сделать Ваш руль мягким и легким. Когда уровень жидкости гидроусилителя становится низким, то Вы можете слышать скрип в рулевом колесе или другие странные звуки. Чтобы проверить уровень жидкости гидроусилителя Вам необходимо найти под капотом специальный резервуар, где находится эта жидкость.

Обычно чтобы проверить уровень жидкости гидроусилителя достаточно посмотреть внутрь резервуара. Обычно уровень жидкости в гидроусилителе не падает до минимальных значений.

Поэтому если Вы обнаружите в резервуаре, где залита жидкость гидроусилителя, ее низкий уровень, то Вам необходимо сделать в автосервисе диагностику чтобы выявить возможную утечку жидкости из системы рулевого управления.

Как часто проверять жидкость в гидроусилителе: Раз в месяц.

Как часто нужно менять жидкость в гидроусилителе: Не ранее, чем 80,000 км или никогда. Обычно производители автомобилей рекомендуют не менять жидкость в гидроусилители до тех пор, пока по каким-то причинам жидкость не станет ниже установленного уровня.

Но не во всех автомобилях жидкость в гидроусилителе является не меняемой. Во многих моделях производители рекомендуют менять жидкость каждые 80,000 километров пробега автомобиля.

Тщательным образом ознакомьтесь с инструкцией на автомобиль, чтобы выяснить, как часто необходимо менять в Вашем автомобиле жидкость гидроусилителя.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как обнулить счетчик замены масла Поло седан

Источник: https://1gai.ru/baza-znaniy/vajno-znat/512573-pyat-vidov-zhidkostey-kotorye-neobhodimo-proveryat-v-avtomobile.html

Почему тормозная жидкость темнеет

Какой цвет должен быть у тормозной жидкости

Тормозная жидкость – это один из важных элементов условно замкнутой системы торможения. Такая система оснащена впускными компенсационными отверстиями, которые при нажатии на педаль тормоза открываются и впускают воздух, а затем выпускают его, когда водитель снимает ногу с педали.

Воздух, попавший в систему – это грязный воздух, содержащий примеси выхлопных газов, пыль, влагу и прочие микрочастицы. Тормозная жидкость – это гигроскопическое вещество, которое впитывает все содержащее такого воздуха.

Со временем, состав тормозной жидкости значительно изменяется, а с ним и ее свойства.

Почему темнеет тормозная жидкость?

Основная функция тормозной жидкости – передача гидравлического усилия на колесные цилиндры, от главного. Ее качество значительно влияет на безопасность транспортного средства. Изменение цвета тормозной жидкости происходит не просто так – это значит, что ее состав изменился, изменив при этом ее физические свойства. Допускать потемнение жидкости крайне нежелательно.

Причин, по которым происходят подобные изменения, может быть несколько:

  • Повышенная влажность воздуха. Мы уже упомянули о гигроскопических качествах тормозной жидкости. Она прекрасно впитывает влагу, что и приводит к помутнению. Предотвратить этот процесс невозможно. Необходимо регулярно проводить полную замену тормозной жидкости, согласно регламенту.
  • Износ тормозных цилиндров. Сквозь микротрещины блока цилиндров в тормозную жидкость попадает пыль от тормозных колодок.
  • Износ резиновых элементов системы (уплотнители, тормозные шланги, манжеты). Примеси плавленой резины придают жидкости черный цвет.

Если вовремя не производить замену тормозной жидкости, она становится более густой и вязкой, способной спровоцировать заклеивание цилиндров, что приведет к полному отказу системы торможения.

Как часто менять тормозную жидкость?

Согласно регламенту, кратность замены тормозной жидкости составляет порядка 30 000 – 60 000 км или раз в два года, зависимо от модели транспортного средства. Наличие вспомогательных систем, к примеру,ABS, никак не влияет на периодичность замены. Конечно, если речь идет о спортивных автомобилях, таких как Porsche, Ferrari, Lamborghini либо тех же BMW M-seriesили FordST/R со спун-двигателями, замену тормозной жидкости необходимо проводить уже после 15 000 – 25 000 км.

Но все эти цифры абсолютно условные. Потемнение тормозной жидкости или увеличение ее густоты, может произойти как намного раньше, так и значительно позже указанного срока. Поэтому меняют ее, отталкиваясь от визуальных и физических признаков. Как уже говорилось, потемневшая тормозная жидкость может стать причиной поломки тормозной системы, поэтому ее цвет, является отличным показателем качества и пригодности.

Современные СТО, имеют специальные тесты, которые определяют количество влаги, грязи и прочих примесей в тормозной жидкости. Основываясь на результатах этих тестов, сервисы определяют необходимость замены.

Источник: https://avtoelektrik-info.ru/sovety/pochemu-tormoznaya-zhidkost-temneet

Какого цвета должна быть тормозная жидкость? — АвтоЖидкость

Цвет тормозной жидкости косвенно указывает на её состав и текущее состояние. В статье разберём, какого цвета тормозная жидкость в нормальных условиях и как понять, что пришло время её обновить.

Нормальный цвет новой тормозной жидкости

Свежие тормозные жидкости классов DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1, созданные на гликолевой основе, прозрачные или имеют желтовато-коричневый оттенок. Причём этот цвет не всегда естественный. Гликолевые спирты бесцветны. Отчасти жидкости добавляют жёлтого оттенка присадки, частично сказывается краситель.

Тормозные жидкости классов DOT-5 и DOT-5.1/ABS обычно имеют красный или розовый оттенок. Это также не естественный цвет силиконов. Жидкости на основе силикона специально подкрашивают, чтобы водители их не спутали и не смешали с гликолевыми. Недопустимо перемешивание гликолевых и силиконовых тормозных жидкостей. Эти продукты различаются как по основам, так и по использованным присадкам. Их взаимодействие приведёт к расслоению на фракции и выпадению осадка.

Все тормозные жидкости, независимо от базы и добавленного красителя, остаются прозрачными. Наличие осадков или матового оттенка говорит о загрязнении или о произошедших химических преобразованиях. В этом случае заливать такую жидкость в бачок нельзя. Также при сильном переохлаждении жидкость может приобрести слегка белёсый оттенок и потерять в прозрачности. Но после оттаивания подобные изменения у качественных продуктов нейтрализуются.

Существует такой миф, что после нескольких циклов замораживания-размораживания тормозная жидкость может прийти в негодность. Это не так. Присадки и база подобраны таким образом, что даже после неоднократного падения температуры до отметки ниже –40°C, их разложения или деградации не происходит. Жидкость после оттаивания полностью восстановит нормальный цвет и свои рабочие свойства.

Гликоль и силиконы, применяемые при изготовлении тормозных жидкостей, являются хорошими растворителями. Поэтому присадки в них не выпадают в видимый осадок даже после длительного простоя без перемешивания. Обнаружили на дне канистры с тормозной жидкостью осадок – не заливайте её в систему. Скорее всего, у неё вышел срок годности, или она изначально была низкокачественная.

Как по цвету понять, что тормозная жидкость нуждается в замене?

Есть несколько признаков, которые без специальных приборов подскажут, что тормозная жидкость стареет и теряет свои рабочие свойства.

  1. Потемнение без потери прозрачности. Связано подобное изменение цвета с вырабатыванием основы и присадок, а также с насыщением влагой. Если жидкость только потемнела, но не потеряла некоторой прозрачности, и в её объёме нет видимых инородных вкраплений – скорее всего, её можно ещё эксплуатировать. Точнее узнать получится только после анализа специальным прибором: тестером тормозной жидкости, который определит процентное содержание воды.
  2. Потеря прозрачности и появление в объёме мелкодисперсных вкраплений и разнородных осадков. Это явный признак, что тормозная жидкость выработалась до предела и её придётся поменять. Даже если тестер покажет, что увлажнение находится в пределах нормы – такую жидкость надо заменить. В противном случае в системе могут появиться проблемы, так как тёмный цвет и разнородные включения говорят об износе присадок.

Даже если тормозная жидкость по цвету кажется ещё нормальной, но срок её эксплуатации превысил 3 года для гликолевых и 5 лет для силиконовых основ – нужно производить замену в любом случае. За этот срок даже самые качественные варианты напитаются влагой и потеряют смазочно-защитные свойства.

//www..com/watch?v=2g4Nw7YLxCU

Источник: https://avtozhidkost.ru/kakogo-tsveta-tormoznaya-zhidkost-dot-4/

Тормозная жидкость класса ДОТ 4 какая она? Характеристики, отличие, совместимость с ТЖ DOT 3, DOT 5 и DOT 5.1

Тормозная жидкость имеет очень серьезные требования к стандартам, поскольку четкое срабатывание тормозов зависит не только от тормозных колодок, но и в первую очередь именно от состояния жидкости в тормозной системе. В процессе эксплуатации её свойства ухудшаются, поэтому ТЖ требует периодической замены.

Безопасное управление автомобилем подкреплено безопасностью и стабильной работой тормозов

Тормозные жидкости принято классифицировать в соответствии с нормами транспортного министерства США (Department of Transportation), что, в сокращенной аббревиатуре, будет звучать как DOT. Классификационными показателями ТЖ является температура кипения и вязкость.

Классы тормозной жидкости получали свою маркировку департамента, который её произвел, вследствие чего, возникли такие общепринятые классы как: DOT-3, DOT-4, DOT-5 и DOT-5.1. DOT 4 наиболее часто применяемая в тормозной системе разных автомобилей, именно поэтому мы и хотим уделить такое внимание тормозной жидкости ДОТ 4, написав целую статью.

Разберем такие вопросы как:

Технические характеристики ДОТ 4

Основу всех тормозных жидкостях кроме DOT 5 (применяется силикон) составляют полиэтиленгликоли и полиэфиры борной кислоты. Основные физико-химические характеристики DOT 4 и других тормозных жидкостей, которые определяют качество:

  • вязкость;
  • температура кипения;
  • антикоррозийность;
  • гигроскопичность.

Минимальная температура кипения тормозной жидкости

График вязкости ТЖ DOT-3, DOT-4, DOT-5 и DOT-5.1 в зависимости от температуры

Вязкость ТЖ DOT-4 должна составлять более 750 мм2/с, но не больше 1800. Она отвечает за качество работы тормозов. Чем ниже вязкость, тем быстрее передается тормозное усилие.

По стандартам, температура закипания тормозной жидкости ДОТ 4 – не ниже 250 °C (если новая без влаги) и не ниже 165 градусов с количеством влаги до 3,5% (старая, так называемая, мокрая ТЖ).

Антикоррозийность тормозной жидкости связана с кислотностью, которая должна составлять – рН 7,0 – 11,5. Защитные свойства от коррозии обеспечивают дополнительные специальные присадки.

На гигроскопичность влияют бораты, которые используются в составе ТЖ, способны связывать молекулы воды попадающиеся из воздуха в процессе эксплуатации, но все равно, со временем, влага накапливается, ведь гликолевые тормозные жидкости гигроскопичны.

Отличия тормозной жидкости DOT-4 от DOT 3, DOT 5 и DOT 5.1

Как уже разобрались, в тормозных жидкостей ДОТ 3, ДОТ 4 и ДОТ 5.1 химическая основа одинаковая, но все же, температура кипения и абсорбция влаги, за счет дополнительных присадок и боратов разная, поэтому свойства, как и их применяемость, отличаются.

Основные классификационные показатели тормозной жидкости

DOT 3 — в основе этой жидкости являются соединения 2-х атомных спиртов гликолей. Именно поэтому она очень гигроскопична, а еще сильно агрессивна к краске и к резиновым тормозным прокладкам, что не позволительно в тормозных системах современных автомобилей.

Так что такую жидкость стараются не использовать, а если и заливают, то только в старые автомобили с барабанными или дисковыми (только на передних колесах) тормозами, ведь ее цена невысока и для эконом варианта хорошо справляется со своей задачей в течение полутора лет.

Так как жидкость класса ДОТ 3 быстро впитывает влагу, после вскрытия емкости с жидкостью её не стоит использовать в течение недели, а крышку расширительного бачка в автомобиле стараться не откручивать без надобности (если не нужна доливка).

DOT 5.1 еще более современней чем DOT 4, она имеет самую высокую температуру кипения, а вязкость — самую низкую, но есть одно большое НО — она, как и ДОТ 3, быстро напитывается влагой (срок службы не более года). Такие характеристики позволяют её успешно применять в тормозной системе гоночных автомобилей. В классе ДОТ-5 есть один подвид, специально рассчитанный для авто с антиблокировочной системой, такие жидкости имеют смешанную структуру (гликоли и силикон).

Что нужно знать про тормозную жидкость?

DOT 5 максимально приближена к идеальным параметрам, поскольку, за счет того, что в основе силиконы, она имеет и высокую температуру кипения, и низкую вязкость, обладает хорошими смазывающими свойствами, нейтральное отношение к резине и металлам, а впитывание влаги из окружающей среды происходит очень медленно. Такие свойства позволяют производить замену жидкости класса ДОТ 5 раз в 5 лет.

Но не все так хорошо как может показаться — при таких отменных технических характеристиках жидкость DOT 5 тоже имеет свой недостаток — она не предназначена для применения в автомобилях с системами АБС. Во-первых, из-за того, что силикон отталкивает воду и не смешивается с жидкостью, она может замерзать при низких температурах. Во-вторых, она имеет высокую степень аэрации (насыщается воздухом).

Исходя из всех характеристик других тормозных жидкостей, видим, что жидкость ДОТ 4 имеет самые оптимальные показатели, именно поэтому она так популярна и наиболее применяемая в автомобилях стандартной эксплуатации.

Цветовая маркировка тормозной жидкости

Отличаются ли тормозные жидкости по цвету?

Стандарт FMVSS №116 ДОТ, а также другие, разработанные позднее (SAE J 1703 и ISO 4925), требуют цветовую маркировку тормозной жидкости по специфике основы, дабы исключить возможность смешать категорически несовместимые жидкости. Но такое отличие не даст возможности определить, что у вас залито: ДОТ 3, ДОТ 4 или ДОТ 5.1, ведь у таких жидкостей зачастую будет один цвет – янтарно-желтый, а вот уже силиконовую жидкость класса ДОТ 5 принято окрашивать в розовый.

Кроме цвета на бутылке обязательно должна присутствовать надпись «SILICONE BASE» (SBBF) для DOT-5 и «NON-SILICONE BASE» (NSBBF) на бутылке с жидкостью класса DOT-5.1.

Совместимость тормозных жидкостей

На вопрос: «можно ли смешивать тормозные жидкости» следует ответить следующее. Противопоказаний смешивания тормозных жидкостей группы DOT, в составе которых гликоли и полиэфиры нет, то есть жидкости класса ДОТ 3, ДОТ 4 и 5.1 могут смешиваться, хотя это и не рекомендовано. Как правило, допускается лишь доливка, и то нужно придерживаться правила смешивания.

Тормозную жидкость с более высоким классом ДОТ можно добавлять в низший, а обратное добавление запрещается.

Общие сведения про ТЖ и как правильно подобрать

Не совместимы тормозные жидкости лишь если пытаться мешать силиконовую ДОТ 5 или рассчитанную на работу ABS с любой другой. Так что, если возникнет потребность в смешивании, то внимательно читайте все надписи, маркировка таких ТЖ указывается отдельно.

То есть, даже если стоит выбор, можно ли смешивать DOT 5.1 и DOT 5.

1/ABS, то ответ – однозначно нельзя! Такой категорический запрет связан с тем, что в этих жидкостях имеется другой химический состав добавок и их стабильность в «миксе», не может гарантироваться.

Из выше изложенного можно сделать вывод что:

  • в тормозную жидкость ДОТ 3 можно доливать ДОТ 4 или ДОТ 5.1;
  • в жидкость ДОТ 4 тоже можно добавить 5.1;
  • в ТЖ класса 5.1 не можно долить DOT 3 или 4.

Смешивать DOT 4, DOT 3 и DOT 5.1 с силиконовой жидкостью DOT 5 категорически нельзя

Смешивание жидкостей с гликолевой и силиконовой основой вызывает химическую реакцию, результат которой будет не соответствовать требуемым стандартам к ТЖ. При переходе с одного класса жидкости на другую нужно хорошо промыть тормозную систему новой тормозной жидкостью.

Причем вы должны знать, что заменить силиконовую жидкость класса ДОТ 5 на любую гликолевую почти не возможно.

Так как тормозные магистрали автомобиля не рассчитаны на агрессивную реакцию и произойдет банальное разрушение резиновых уплотнений.

Срок службы тормозной жидкости

Срок службы и срок годности тормозной жидкости хоть и разные вещи, но в данном случае они почти идентичны, поскольку ТЖ одинаково впитывает в себя влагу как из раскрытой бутылки (хранящейся в гараже), так и с расширительного бачка с жидкостью в авто. Поэтому, даже если на автомобиле ездить очень мало, то все равно через два года придется её менять.

Тормозная жидкость ДОТ 4 меняется каждые 2 года; ТЖ ДОТ 3 через 1,5 года; жидкость ДОТ 5 подлежит замене каждые 5 лет; ДОТ 5.1 рассчитан на один год службы, но в гоночных автомобилях её могут менять и чаще.

Также, сроки службы жидкостей, во многом зависят, от региона проживания, и в местах с высокой влажностью воздуха, ТЖ значительно быстрее утратит свои технические свойства.

Определить сроки замены тормозной жидкости как DOT 4 так и других можно при помощи специального тестера замеряющего процент воды, накопленной в жидкости.

Чтобы температура кипения «сырой» жидкости не падала ниже 155 – 180 °C влаги должно быть не более 3,5 процентов, дабы избежать закипания ТЖ и появления паровых пробок, приводящих к отказу тормозов в экстремальных нагрузках на тормозную систему.

График состояния тормозной жидкости в зависимости от значения влажности.

Даже несмотря на то, что жидкость в тормозных контурах не циркулирует и менее контактирует с атмосферой, нежели в бачке, где проверяется её состояние (влажность может отличаться и быть ниже), она подлежит замене, поскольку в трубках возле тормозных суппортов ТЖ часто и сильно нагревается, и в результате теряет свои изначальные свойства.

Какая тормозная жидкость ДОТ 4 лучше

Авторынок не скупится на количество разнообразных фирм, предлагающих купить свою ТЖ, как класса ДОТ 4, так и ДОТ 5.1 или других. Так что у автовладельца, естественно, возникает закономерный вопрос: «какая лучшая тормозная жидкость?»

Лучшая ТЖ должна обладать:

  • высокой температурой кипения (с запасом);
  • хорошими смазывающие свойствами;
  • достойной низкотемпературной вязкостью;
  • отличной защитой от коррозии всех деталей тормозной системы.

В разрезе классов – всегда нужно применять ту жидкость, которая указана в рекомендациях автопроизводителя. А вот относительно марок, то тут несколько сложнее, ведь чтобы понять какую лучше купить тормозную жидкость, нужно просмотреть характеристики каждой из них, почитать отзывы, увидеть сравнительные тесты.

Какую ТЖ лучше купить

Топ 7 наиболее часто используемых и не предвзятых марок тормозной жидкости ДОТ 4 выглядит так:

Первую позицию держит европейский «Castrol» – имеет отличные показатели и по вязкости, и по температуре кипения, но может смущать дополнительной защитой как от подделки, так и от влияния внешней среды, поскольку не имеет припаянной фольги на горлышке бутылки.

Второе место удерживает американская «Hi-Gear HG7044» – технические характеристики в соответствии с нормами и цена будет немного ниже.

Liqui Moly DOT 4 так же можно поставить на одну позицию с Hi-Gear. Эта жидкость имеет высокий показатель температуры кипения, обладает хорошим антикоррозионным свойством и отлично подходит для автомобилей с ABS.

На третьей позиции может с уверенностью оказаться «Mobil Brake Fluid DOT 4«. Европейская минеральная тормозная жидкость, которая может похвастаться оптимальным показателем вязкости и стабильности.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли смешивать антифриз зеленый и синий

Далее идут отечественные жидкости, такие как: Sintec Super DOT-4, РосДот 4 Life Safety, Аляска DОТ-4.

Прежде чем покупать тормозную жидкость, нужно изучить все её допуски, маркировку и другую информацию, такую как назначение и, обязательно, дату изготовления, указанную на упаковке, ведь ТЖ имеет срок годности. Наилучшие показатели характеристик имеет жидкость DOT 4 class 6.

Дабы не купить подделку, также всегда обращайте внимание на целостность упаковки и дополнительные методы защиты.

Несмотря на рейтинг самых популярных и лучших тормозных жидкостей, иногда, все же лучше отдать предпочтение производителю, бутылка которого будет запечатана фольгой, ведь она дает возможность не только дополнительно защитить жидкость от проникновения влаги, но и обезопасить от приобретения некачественного товара. Опытные автовладельцы советуют покупать ТЖ известных компаний, которые являются партнерами крупных автоконцернов.

Источник: https://etlib.ru/blog/426-tormoznaya-zhidkost-dot-4

Что делать, если тормозная жидкость коричневая или черная

Наиболее распространенной причиной изменения цвета тормозной жидкости является ее сильный износ и загрязнение. На это влияет несколько факторов, но все они приводят к ухудшению свойств жидкости и снижению тормозной силы. Это особенно опасная ситуация, до которой не стоит доводить, тем более, что замена тормозной жидкости не стоит дорого.

Как правило, автомобиль заправлен несколькими типами жидкостей. Моторное масло, масло в коробке передач, жидкость гидроусилителя рулевого управления и охлаждающая жидкость. Еще одна очень важная жидкость — тормозная, и именно ей посвящен следующий материал. Как и любая жидкость, она подвержена износу, и теряет свои свойства с течением времени. Если вы заметили, что тормозная жидкость стала коричневой или черной, значит, время ее замены уже давно превышено.

Как работает тормозная жидкость

Тормозная система работает благодаря давлению гидравлической жидкости. Давление в системе генерируется главным цилиндром и сервоприводом тормозов. Благодаря этому, движение переносится на движущиеся части, такие как тормозные суппорты или цилиндры.

Кроме того, с помощью тормозных колодок и дисков процесс трения активируется, и автомобиль замедляется. В правильно функционирующей тормозной системе тормозная жидкость — чистая, прозрачная и яркая.

Жидкости, используемые для тормозных систем, классифицируются как DOT 3, 4 и 5.

Тормозная жидкость хранится в баке компенсатора главного цилиндра, а также заполняет все тормозные магистрали, которые проходят от насоса к каждому из колес автомобиля. Мы различаем два типа тормозных магистралей — гибкие (из пластика) и жесткие (из металла). Со временем жидкость становится загрязненной. Это относится к любому автомобилю, даже если его недавно выпустили с конвейера.

Требуется всего несколько лет работы, чтобы тормозная жидкость значительно изменила свой цвет и потеряла свои свойства. Каждый год цвет постепенно меняется от светло-золотистого до темного. В некоторых случаях тормозная жидкость может стать коричневой или черной, напоминая по виду использованное моторное масло.

Важно заменить тормозную жидкость, прежде чем она резко изменит свой цвет. Темная тормозная жидкость означает, что она сильно загрязнена и может содержать опасное количество воды.

Это значительно повлияет на эффективность торможения, поскольку чистая тормозная жидкость не «сжимается». Если в системе есть вода, энергия от педали тормоза не будет эффективно передана на тормозные колодки. Педаль тормоза будет мягкой и податливая.

В случае сильно загрязненной тормозной жидкости необходимо будет прокачать и сильно надавить педаль тормоза, чтобы получить необходимое торможение.

Причины неисправности:

  • Сильное загрязнение жидкости в связи с длительным отсутствием замены — самая частая причина изменения цвета тормозной жидкости до темного — промедление с ее заменой. Как правило, это относится к «тормозухе», о которой не вспоминали в течение очень долгого времени, и водитель не интересовался ее состоянием. Загрязнители, которые собираются в жидкости, меняют ее цвет и свойства.
  • Высокое содержание влаги — тормозная жидкость может поглощать влагу из окружающей среды. Это связано с конструкцией резиновых тормозных шлангов, которые позволяют влаге попасть в систему. Если вода попала в тормозную жидкость, это приведет к нескольким проблемам. Точка кипения тормозной жидкости снизится, что приведет к ее сильному нагреву в месте, где провода вступают в контакт с горячими хомутами и тормозными барабанами. Высокая температура жидкости испаряет содержащуюся в ней воду. Это вызывает появление дополнительного воздух, который очень восприимчив к сжатию. Это смягчает педаль тормоза и может даже потребовать сильного прокачивания и пережимания педали для достижения желаемого тормозного усилия.
  • Изношенные тормозные магистрали — со временем магистрали подвергаются износу и подлежат замене. В атмосферных условиях тормозная жидкость вызывает коррозию, и ее утечка может повредить стальные тормозные магистрали. Сами кабели, расположенные рядом с шасси, подвергаются воздействию погодных условий и объектов, которые присутствуют под автомобилем каждый день. Они могут, конечно, ржаветь или трескаться в зависимости от условий эксплуатации автомобиля и материалов, используемых на тормозных магистралях. Материалы и части резиновых тормозных магистралей могут отслаиваться, а грязь и микроэлементы, попадающие в тормозную жидкость, вызывают ее загрязнение и изменение цвета.
  • Нагрев жидкости — тормозная жидкость нагревается от высокой температурой тормозных суппортов и барабанов. Во время повышения температуры жидкости запускаются химические процессы, что в сочетании с влажностью и примесями изменяет ее цвет.

Как проверить состояние тормозной жидкости

Механик проверяет тормозной насос, тормозные магистрали и другие компоненты системы. Он также проверяет состояние тормозной жидкости и узнает, когда в последний раз она заменялась. В зависимости от результатов осмотра и полученной информации, принимается решение о замене тормозной жидкости или продолжении ее использования.

Насколько это важно?

Изменение цвета тормозной жидкости является естественным явлением, которое происходит со временем, когда автомобиль находится в эксплуатации. Однако, ее следует регулярно заменять, если водитель не хочет подвергать себя риску значительного ухудшения работы тормозной системы.

2018-09-29 00:00:00

Источник: http://avtorom.ru/articles/14-tormoznaya-zhidkost-korichnevogo-ili-chernogo-cveta.html

Как понять, что тормозную жидкость пора менять? Тест карманного анализатора

DOT-4 — наиболее популярная и распространенная сегодня тормозная жидкость. На всякий случай уточню, что это не марка, а стандарт, включающий в себя определенный химический состав и набор свойств. «Тормозуху» стандарта DOT-4 производит множество брендов автохимии, и вся она совместима между собой.

То есть, для доливки или замены можно использовать DOT-4 любого производителя — даже если у них различаются оттенки.

И совершенно не обязательно выяснять, что за марка была залита заводом или предыдущим владельцем, гнаться за оригинальной жидкостью под логотипом автопроизводителя или просто за «крутым импортом» — российские тормозные жидкости прекрасно подходят для любой иномарки.

Теперь касательно процесса работы жидкости в тормозной системе. «Тормозуха» стандарта DOT-4 является сильным абсорбентом — она склонна активно поглощать влагу из воздуха, а также накапливает в себе микрочастицы резины от износа манжет поршней рабочих и главного тормозных цилиндров, и частицы ржавчины.

От этого развивается дальнейшая коррозия цилиндров и их закисание, возрастает усилие на педали из-за ухудшения смазывающих свойств жидкости, а также возникает риск закипания воды в составе «тормозухи» при многократных интенсивных торможениях, что может привести к проваливанию педали в экстремальной ситуации. Принято считать, что при 3-4% воды в жидкости (по массе) температура закипания снижается чуть ли не в полтора раза, и жидкость в системе необходимо менять, не дожидаясь появления в ней даже трех процентов влаги.

При этом если взвесь посторонних частиц хорошо видна визуально, и необходимость замены мутной и потемневшей жидкости — очевидна, то наличие воды оценить на глаз невозможно. Как определить срок замены «тормозухи»?

С одной стороны, можно, не ломая голову, менять по пробегу или по времени — у каждого автопроизводителя существует регламент технического обслуживания, где замена тормозной жидкости требуется раз в 40-60 тысяч километров пробега или раз в 2-3 года, если пробег небольшой.

С другой — и машины бывают с неизвестной историей, да и у «официальных» авто хорошо бы быть уверенным в том, что обслуживающий механик реально заменял жидкость, а не халтурил, ограничившись отметкой в заказ-наряде. Ведь не секрет, что даже у официального дилера можно нарваться на протирку масляного фильтра тряпкой вместо замены масла В этом случае может помочь несложный прибор — тестер тормозной жидкости. Давайте посмотрим, как он устроен и как работает!

Тестер тормозной жидкости

Любой рукастый автовладелец понимает, что иметь качественные и сложные (а тем более — специализированные!) инструменты и приборы для ремонта и диагностики автомобиля — здорово, но едва ли оправдано.

Когда ваша машина — достаточно свежая, у вас нет второго-третьего старенького чисто «хоббийного» автомобиля, а по роду деятельности с авторемонтом вы не связаны, тратить деньги на «узкозаточенный» инструмент — нецелесообразно.

Поэтому тестер тормозной жидкости если уж и иметь, то разве что совсем недорогой.

Безымянный прибор для нашего обзора был приобретен в китайском интернет-магазине за 300 с копейками рублей и, судя по его внешнему виду, он является типичным OEM-устройством — например, полторы тысячи просят за абсолютно такой же гаджет под маркой JTC — относительно известного тайваньского производителя инструментов. А за две тысячи рублей продается он же, но с логотипом еще более известного инструментального бренда Jonnesway

Два никелированных электрода прибора нужно опустить в исследуемую тормозную жидкость

и светодиодная шкала покажет состояние «тормозухи»:

Устройство питается от одной батарейки АAА и имеет одну-единственную кнопку включения, после которой работает минуту и автоматически выключается для сбережения ресурса батареи. Повторное нажатие — еще одно включение на минуту, и так далее.

Проверка на точность

На шкале тестера мы видим 5 светодиодов:

  1.  зеленый — 0% воды в жидкости
  2.  желтый — менее 1%
  3.  желтый — 2%
  4.  красный — 3%
  5.  красный — более 4%

Точность гаджета неизвестна, а судя по его виду, еще и весьма сомнительна. Давайте выясним, насколько корректны показания безымянной китайской игрушки! Сделать это несложно лабораторным методом. Отмеряем на точных весах строго 50 граммов свежей тормозной жидкости из только что вскрытой бутылки и добавляем в нее по одному проценту (что составляет 0,5 грамма) воду — 1%, 2%, 3%. После добавления каждой порции воды жидкость перемешиваем и проводим замер. Итак, поехали!

Сперва опускаем электроды устройства в заведомо не содержащую влаги тормозную жидкость, налитую из флакона. Устройство предсказуемо показывает 0% воды.

После чего берем чистый стакан, ставим его на весы, обнуляем вес тары и отмериваем 50 граммов жидкости, в которую начинаем добавлять по полграмма воды — по одному проценту.

Упс Приобретенный за триста рублей прибор, который мы, откровенно говоря, заведомо считали никчемной игрушкой, показывающей «погоду на луне», раз за разом демонстрировал удивительную точность! Соответствующие светодиоды зажигались СТРОГО в соответствии с реальным процентом воды в тормозной жидкости!

Мерить в бачке или в цилиндрах?

Щупы любых приборов для измерения процента воды в тормозной жидкости обычно опускают непосредственно в бачок ГТЦ — ведь поглощение воды тормозной жидкостью происходит, по логике, именно там, где жидкость сообщается с атмосферой через компенсационное отверстие в крышке бачка и при открытии этой крышки. Но опасность накопления воды состоит в первую очередь в том, что она способна закипеть при активном торможении, а закипает она не в бачке и не в ГТЦ, а именно в рабочих тормозных цилиндрах, получающих избыток тепла от колодок и дисков.

Соответственно, возникает вопрос — а каков процент воды в области тормозного цилиндра по сравнению с процентом в бачке? Иными словами, если менять жидкость по показаниям прибора, измеряющего процент воды, то откуда наиболее корректно брать пробу — из бачка или из цилиндра? Спросим у специалистов известных компаний, производящих тормозные жидкости!

При срабатывании тормозной системы, конкретно при растормаживании колес, тормозная жидкость возвращается в бачок и перемешивается с его содержимым. Таким образом, влага извне попадает во всю тормозную систему, и измерять её количество в бачке, а не в цилиндре, вполне корректно. Тем более, что средства измерения количества воды являются не точными приборами, а скорее индикаторами. Особая точность в таких измерениях не нужна.

Поступление воды в тормозную жидкость происходит не только вследствие сообщения бачка тормозной жидкости с атмосферой, но также еще и через манжеты и уплотнительные кольца.

Интенсивной циркуляции тормозной жидкости в системе не происходит, в отличие, например, от системы охлаждения автомобиля, и поэтому, конечно, более правильно отбирать жидкость как можно ближе к исполнительным элементам тормозной системы автомобиля.

Однако это избыточно трудоемкий процесс, и в принципе, можно ограничиться отбором пробы из бачка тормозной жидкости. Полученный при тестировании результат с достаточной степенью точности можно распространить на весь объем тормозной жидкости, находящийся в системе.

Полевые испытания и итоги

После того, как мы убедились в достаточно высокой точности тестера и получили напутствие от экспертов, переходим к реальным измерениям.

Первое, что проделываем — замеряем жидкость, стоявшую около года в распечатанной, начатой, но туго закрученной бутылке. Результат — 0% воды. Это полезная информация, ибо во многих источниках встречаются рекомендации не хранить сколь-либо существенное время начатые бутылки с «тормозухой», выбрасывая остатки после доливки или замены.

Следующий замер — в бачке дряхлого «уазика», стоящего у автора этой статьи на вялотекущей реставрации. Года полтора назад в нем была заменена полностью вся тормозная система, включая все рабочие цилиндры, ГТЦ, трубки и шланги. После чего была залита свежая жидкость и тормоза прокачаны. С тех пор машина стоит в гараже, проехав в лучшем случае несколько километров. Результат — 0% воды.

Еще одна проба — в тормозном бачке автомобиля ВАЗ, в котором с год назад также была заменена вся тормозная система до единого элемента и заправлена свежей «тормозухой». Но этот автомобиль, в отличие от предыдущего, эксплуатируется, хотя и нечасто. Результат — 1% воды.

Теперь берем два Volkswagen Polo, у которых в тормозной системе родная, ни разу не менянная жидкость. Первый — возрастом 3 года и с пробегом 18 000 км, и второй — возрастом 1,5 года, но с пробегом 24 000 км.

В этих машинах мы провели замер качества жидкости сперва в бачках ГТЦ, а затем в пробах, слитых из цилиндров передних суппортов.Итак, забор пробы тормозной жидкости из бачков главных тормозных цилиндров. Прибор показывает норму в обеих машинах.

В суппорте полуторагодовалой машины с пробегом 24 000 км — также норма:

А вот у машины, пробег которой меньше, но возраст недавно перевалил за 3-летний рубеж, прибор стабильно зажег желтый светодиод, что говорит о наличии одного процента влаги:

1% — это по-прежнему в пределах нормы, но, тем не менее, получается, что влага, абсорбированная тормозной жидкостью, склонна со временем оседать вниз и скапливаться в рабочих цилиндрах. А значит, забор проб из цилиндров путем слива из прокачанных штуцеров — более корректен, нежели измерения в бачке. Если предположить разницу в процент, то когда в бачке прибор еще покажет терпимые 2%, в цилиндрах могут оказаться все 3%. Не фатально в большинстве случаев, конечно же, но все-таки

При этом видно, что жидкость, отработавшая три года, не только не достигла опасного уровня содержания влаги, но и не несет в себе продуктов износа цилиндров, поршней и манжет — она достаточно прозрачна и чиста, и явно не нуждается в замене в ближайший год, а то и два.

Источник: https://www.kolesa.ru/article/kak-ponyat-chto-tormoznuyu-zhidkost-pora-menyat-test-karmannogo-analizatora

Маркировки тормозной жидкости: DOT 3, DOT 4, DOT 5. Отличия и как выбрать нужную маркировку

От выбора технической жидкости напрямую зависит работоспособность узла, в котором она используется. Не исключение и тормозная система — одна из наиболее важных в авто. Разберемся в маркировке тормозных жидкостей и узнаем, как правильно выбрать тормозную жидкость для автомобиля.

Маркировка тормозной жидкости

Подавляющее большинство современных тормозных жидкостей маркируется по стандарту Департамента транспорта США (DOT). Стандарт DOT регламентирует основные характеристики тормозной жидкости:

  • температуру кипения (с различным процентом содержания воды в объеме);
  • вязкость;
  • температуру критической потери вязкости, при которой тормозная жидкость замерзает и оказывается не в состоянии прокачиваться по магистралям;
  • гигроскопичность (способность впитывать и накапливать в себе воду из окружающей среды);
  • химическую агрессию по отношению к металлическим деталям системы и к резиновым уплотнителям.

В номенклатуре, предложенной Департаментом транспорта Америки, есть 5 основных классов тормозных жидкостей, от DOT-1 до DOT-5, и несколько подклассов. Кратко рассмотрим актуальные жидкости, которые сейчас производятся и используются в современных авто.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какие есть тормозные жидкости

Как выбрать тормозную жидкость для автомобиля

Сейчас на рынке сложно найти минеральные тормозные жидкости. Они не отвечают требованиям современных автомобилей, и в связи с этим их производство было остановлено несколько лет назад. Синтетические составы на основе силиконов также встречаются нечасто. Подавляющее большинство автомобилей разработано под стандарт гликолевых и полигликолевых жидкостей.

При выборе тормозной жидкости нужно соблюдать всего два правила:

  • заливать рекомендованную автопроизводителем жидкость или подходящий аналог;
  • не смешивать несовместимые составы в одной системе.

Известно три принципиально различающихся по составу тормозных жидкости, которые нельзя смешивать.

  1. Тормозные жидкости, созданные на основе минеральных баз или со значительным содержанием минеральных компонентов в объеме (DOT-1 и DOT-2, а также отечественная БСК). Минеральные составы обладают низким температурным диапазоном использования и невысоким сроком службы. Могут загустеть уже после — 20 °C.
  2. Гликолевые или полигликолевые жидкости (DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1). Основное преимущество — отличная смазывающая способность. Основной недостаток — гигроскопичность. Из-за быстрого накопления воды в объеме гликолевые тормозные жидкости приходится менять через каждые 2–3 года.
  3. Силиконовые составы (DOT-5 и DOT-5.1/ABS). Силиконы хуже смазывают подвижные детали системы, но обладают низкой гигроскопичностью. Поэтому менять их можно 1 раз в 4–6 лет.

Тормозная жидкость DOT-3 постепенно выводится из производства и эксплуатации. Причина — недостаточная стойкость к закипанию. В сухом состоянии стандарт гарантирует устойчивость к кипению не ниже чем при нагреве до 205 °C. При наличии 3,5% влаги порог закипания опускается до 140 °C, что становится опасным при частом и интенсивном торможении.

Жидкость DOT-4 распространена шире. Она полностью совместима с DOT-3, но при этом имеет более высокие эксплуатационные характеристики: сухая выдержит нагрев минимум до 230 °C, увлажненная — до 155 °C.

Жидкость DOT-5.1 также относится к семейству гликолевых. Она может смешиваться с другими гликолевыми составами. Не закипит прежде, чем разогреется до 260 °C в сухом состоянии и до 180 °C в увлажненном. Однако вязкость у DOT-5.1 значительно ниже, чем у DOT-3 и DOT-4. Поэтому при заливке менее вязкой жидкости в систему с частичным износом появляется вероятность появления утечек через манжеты, которые были способны удерживать густую среду.

Тормозные жидкости DOT-5 и DOT-5.1/ABS подходят для использования только в системах, рассчитанных на силиконовые рабочие среды. Если залить силиконовый состав в систему, предназначенную для гликолевых сред, то это приведет к быстрому повреждению уплотнителей и появлению течей. Рабочие температурные пределы такие же, как и у DOT-5.1.

Ответ на вопрос, какую тормозную жидкость выбрать, находится в инструкции по эксплуатации авто и иногда дублируется на пробке расширительного бачка. При этом смешивать составы с одинаковыми базами при невозможности залить аналог, можно. Но при первой же возможности рекомендуется заменить всю жидкость в системе на однотипную, так как присадки у различных составов могут взаимодействовать между собой и выпадать в осадок.

В интернет-магазине TopDetal.ru есть в продаже тормозные жидкости любых стандартов от лучших мировых производителей.

Источник: https://topdetal.ru/stati/markirovki_tormoznoy_zhidkosti/

Тормозные жидкости для автомобилей — виды, совместимость

Почему к выбору тормозной жидкости необходимо относиться максимально серьезно? Дело в том, что от нее во многом зависит бесперебойная работа тормозной системы и, соответственно, безопасность автомобиля.

Когда водитель нажимает на педаль, тормозная жидкость, которая находится в системе под давлением, передает усилие на поршень суппорта, а поршень – на колодки. Тормоза срабатывают, и автомобиль останавливается. Но из-за возникающего при этом трения происходит нагревание жидкости. Если она закипит, то утратит свое важное свойство – несжимаемость.

В этом случае система практически перестанет реагировать на нажатия педали и остановиться будет очень-очень сложно, так как усилие тормозным колодкам не передается.

Основные свойства тормозной жидкости

Тормозные жидкости обладают рядом характеристик, от которых напрямую зависят их эксплуатационные качества. Это:

  • гигроскопичность;
  • температура застывания;
  • агрессивность.

От уровня гигроскопичности зависит способность жидкости впитывать влагу. Чем ниже этот показатель, тем лучше. Это связано с тем, что влага, попадая в тормозную жидкость, ухудшает ее свойства , в частности, понижает температуру закипания.

Агрессивность тормозной жидкости определяет то, в какой степени она оказывает негативное воздействие на прокладки и другие элементы системы, изготовленные из резины или пластика.

Температура застывания — чрезвычайно важный параметр. В сильные морозы тормозная жидкость может стать чрезвычайно густой, она перестает циркулировать в системе. В этом случае водителю сложно нажать педаль тормоза, и у него могут возникнуть серьезные проблемы с безопасностью вождения. В России, которая на весь мир славится своей холодной зимой, необходимо пользоваться жидкостью, сохраняющей свои свойства даже при низких температурах.

Виды жидкости для тормозной системы

Существует несколько классификаций тормозных жидкостей, но наиболее популярной сегодня является та, что разработана Департаментом транспорта США (USDOT). Согласно ей все продукты, относящиеся к этой категории, делятся на несколько классов, от DOT-1 до DOT-5. Самое важное, что нужно знать о них:

  • жидкости DOT-1 и DOT-2 сегодня практически не используются;
  • DOT-3 – тормозная жидкость на основе гликоля, сравнительно агрессивная по отношению к лакокрасочным покрытиям и резиновым изделиям, обладающая высоким уровнем гигроскопичности, с температурой закипания 205 градусов по Цельсию (при условии, что в нее не попала влага);
  • DOT-4 – к этой категории относятся тормозные жидкости на гликолевой основе, которые разъедают краску, но не оказывают негативного воздействия на резиновые изделия; они обладают меньшей гигроскопичностью по сравнению с продуктами DOT-3 и закипают при температуре 230 градусов по Цельсию (при условии, что они не впитали воду);
  • DOT-5 – более современная разновидность тормозной жидкости, в которой в качестве основы используется силикон с пакетом присадок, благодаря чему она практически не поглощает воду, безопасна для лакокрасочных покрытий и резиновых деталей, закипает при температуре 250 градусов по Цельсию;
  • DOT-5.1 – тормозная жидкость на гликолевой основе со сравнительно высоким уровнем гигроскопичности, агрессивная по отношению к лакокрасочным покрытиям, но безопасная для резиновых деталей, закипающая при температуре 275 градусов по Цельсию (при условии, что она не впитала воду).

Внутри каждой категории могут быть продукты с улучшенными характеристиками, хотя официальная классификация их не предусматривает. Например, помимо тормозной жидкости DOT-4 можно встретить DOT-4.5 и DOT-4 SUPER. Также каждый тип, кроме DOT-5, делится на две группы:

  • для автомобилей с ABS (в этом случае маркировка выглядит так – DOT-4/ABS);
  • для автомобилей без ABS.

Тормозные жидкости, относящиеся к разным классам, как правило, имеют разный цвет. Это позволяет водителю визуально определить, с каким продуктом он имеет дело, избежать ошибки или случайного смешивания:

  • DOT-3, DOT-4, DOT1 – желтый цвет (от светло-желтого до светло-коричневого);
  • DOT-5 – красный или розовый цвет.

Так как тормозные жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 изготавливаются на гликолевой основе, их, в принципе, можно смешивать.

Однако разные производители могут использовать различные пакеты присадок; поэтому, по мнению специалистов, допускается совмещение продуктов, созданных одним производителем.

Например, можно смешивать тормозную жидкость Liqui Moly с другими аналогичными продуктами той же компании. Соответственно, продукты DOT-5, изготовленные на силиконовой основе, не совместимы с DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1.

Наиболее универсальной и доступной с точки зрения стоимости сегодня считается тормозная жидкость DOT-3. Чаще всего ее используют в легковых и грузовых автомобилей ранних годов выпуска, которые эксплуатируются не слишком интенсивно.

DOT-4 – универсальный, но несколько более дорогой продукт. Он подходит практически для любого автомобиля с дисковыми тормозами, а благодаря высокой вязкости хорошо работает в системах с высокой степенью износа, позволяя не бояться утечек.

Категория тормозной жидкости DOT-5 рекомендована для использования в новых автомобилях, она не подходит транспортным средствам с изношенной системой торможения в связи с довольной низкой вязкостью.

DOT 5.1 – довольно дорогой продукт, который хорошо подходит для транспортных средств с небольшим пробегом и автомобилей, которые эксплуатируются в условиях повышенной и даже экстремальной влажности.

При выборе тормозной жидкости необходимо руководствоваться следующими параметрами:

  • рекомендациями компании-производителя;
  • пробегом, состоянием тормозной системы,
  • типом, массой, мощностными характеристиками вашего транспортного средства.

Источник: https://liquimoly.ru/servis/info/tormoznyye_zhidkosti_dlya_avtomobiley/

Виды тормозной жидкости их совместимость

При эксплуатации любого автомобиля владельцам приходится заменять жидкости, которые там применяются, к примеру масло, антифриз и, конечно, замена тормозной жидкости тоже обязательна. А вот можно ли их мешать, и в чем у них разница мы разберемся вкратце.

Тормозную жидкость можно поделить на сухую, то есть новая жидкость ,которую вы только заменили в вашей машине, и влажная, это старая жидкость с влажностью 3,5%, которую необходимо заменить.

Любая тормозная жидкость классифицируется как DOT, это американский институт, который первый начал разрабатывать тормозную жидкость.

залив тормозной жидкости

Виды тормозной жидкости:

  • DOT 1, DOT 2 — Минеральная основа.
  • DOT 3, DOT 4, DOT 5.1 — Гликоль.
  • DOT 5, DOT 5.1/ABS — Силиконы.

Можно ли смешивать тормозную жидкость разных марок

Первые классы жидкости были DOT 1, DOT 2, они сделаны на минеральной основе и предназначены были для тихоходных автомобилей с барабанной тормозной системой. Но автопроизводители не стояли на месте, и с производством новых автомобилей росла и их скорость. А ведь мы знаем, что при торможении вырабатывается очень много тепла, и жидкость на минеральной основе просто закипала.

Сейчас самыми распространенными жидкостями являются DOT 3, DOT 4, DOT 5.1, их основой являются гликоль. Разница между ними в температуре кипения, у сухой жидкости DOT 3, температура закипания 230 градусов, у влажной 140 гр.

У сухой жидкости DOT 4 температура кипения составляет 240 градусов, у влажной 155 гр. Но с ростом мощности современных автомобилей, этой жидкости становится недостаточно, по этому на ее смену приходит DOT 5.1.

Температура кипения такой жидкости 260 градусов при влажности 0%, и при влажности 3.5% температура закипания составляет 180 градусов.

Минусом всех этих жидкостей является их гигроскопичность, по этому их необходимо менять через два — три года. Смешивать эти жидкости между собой можно, так как основа у них одинаковая. Но это будет не целесообразным, потому как вы понизите класс вашей жидкости DOT 5.1, долив в нее жидкость ,к примеру класса DOT 3.таблица тормозной жидкости

Тормозная жидкость дот 5 характеристики

У нас существует еще один класс DOT 5, DOT 5.1/ABS ,их основа силиконы. Температурные показатели у них схожи, у сухой кипение происходит на 260 градусах, а у влажной на 180. Но основная разница в них, это срок эксплуатации, у тормозной жидкости, в основе которой лежат силиконы, регламент замены составляет четыре — пять лет.

Минусом такой жидкости является плохой смазывающий эффект, то есть происходит увеличенный износ деталей, и срок самой тормозной системы снижается. Применяется такая жидкость только на те автомобили, у которых есть ее допуск. Смешиваются эти жидкости только с аналогами. Так же хочется сказать, что DOT 5.1 и DOT 5.1/ABS это не одно и тоже, эти жидкости разные и между собой не смешиваются.

После неудачного выпуска жидкости класса DOT 5, в основе которой силиконы, было решено выпустить новый, более температуростойкий класс на гликолевой основе DOT 5.1, от сюда и пошла вся путаница. В конце хочется еще раз сказать, что смешивать тормозную жидкость одного класса, но разных производителей можно, нечего страшного не произойдет.

Мы в и

Источник: https://xn----7sbgz2air6b.xn--p1ai/%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B-%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B6%D0%B8%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%B8-%D0%B8%D1%85-%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8/

Классификация и описание тормозной жидкости DOT

Тормозная жидкость представляет собой специальное вещество, которое заполняет тормозную систему автомобиля и играет в ее работе важнейшую роль. Она передает усилие от нажатия на педаль тормоза через гидропривод к тормозным механизмам, за счет чего происходит торможение и остановка транспортного средства. Поддержание необходимого количества и соответствующего качества тормозной жидкости в системе является залогом безопасного движения.

Назначение и требования, предъявляемые к тормозным жидкостям

Основное предназначение тормозной жидкости – передача усилия от главного тормозного цилиндра к тормозным механизмам на колесах.

Тормозная жидкость

Стабильность торможения автомобиля также напрямую связана с качеством тормозной жидкости. Она должна отвечать всем основным требованиям, предъявляемым к ним. Дополнительно следует обращать внимание на производителя жидкости.

Основные требования, предъявляемые к тормозным жидкостям:

  1. Высокая температура кипения. Чем она выше, тем меньше вероятность образования пузырьков воздуха в жидкости и, как следствие, снижение передаваемого усилия.
  2. Низкая температура замерзания.
  3. Жидкость должна сохранять стабильность своих свойств в течение всего срока своей службы.
  4. Малая гигроскопичность (для гликолевых основ). Наличие влаги в жидкости может привести к коррозии элементов тормозной системы. Поэтому жидкость должна обладать таким свойством, как минимальная гигроскопичность. Другими словами, она должна как можно меньше поглощать влагу. Для этого в нее добавляют ингибиторы коррозии, защищающие элементы системы от последней. Это относится к жидкостям на гликолевой основе.
  5. Смазывающие свойства: для уменьшения износа деталей тормозной системы.
  6. Отсутствие вредного воздействия на резиновые детали (уплотнительные кольца, манжеты и т.д.).

Состав тормозной жидкости

Тормозная жидкость состоит из основы и различных примесей (присадок). Основа составляет до 98% состава жидкости и представлена полигликолем или силиконом. В большинстве случаев используется полигликоль.

В качестве присадок выступают эфиры, препятствующие окислению жидкости кислородом воздуха и при сильном нагреве. Также присадки защищают детали от коррозии и обладают смазочными свойствами. Комбинирование составляющих тормозной жидкости определяет ее свойства.

Смешивать жидкости можно только в том случае, если они состоят из одной основы. В противном случае, основные эксплуатационные характеристики вещества ухудшатся, что может привести к повреждению элементов тормозной системы.

Классификация тормозных жидкостей

Тормозные жидкости подразделяются на несколько типов. В основе классификации лежит температура кипения жидкости и ее кинематическая вязкость по нормам DOT (Department of Transportation). Эти нормы приняты министерством транспорта США.

Кинематическая вязкость отвечает за способность жидкости циркулировать в магистрали тормозной системы при крайних рабочих температурах (от -40 до +100 градусов Цельсия).

Температура кипения отвечает за предупреждение образования паровой «пробки», образующейся при высоких температурах. Последняя может привести к тому, что педаль тормоза не сработает в нужный момент. По показателю температуры обычно учитывается температура кипения «сухой» (без примесей воды) и «увлажненной» жидкости. Доля воды в «увлажненной» жидкости составляет до 4%.

Классификация тормозных жидкостей

Существует четыре класса тормозных жидкостей: DOT 3, DOT 4, DOT 5, DOT 5.1.

  1. DOT 3 выдерживает температуру: 205 градусов – для «сухой» жидкости и 140 градусов – для «увлажненной». Эти жидкости применяются при обычных условиях эксплуатации в автомобилях с тормозами барабанного или дискового типа.
  2. DOT 4 применяется на автотранспорте с дисковыми тормозами в условиях городского движения (режим «разгон-торможение»). Температура кипения здесь будет составлять 230 градусов – для «сухой» жидкости и 155 градусов – для «увлажненной». Данная жидкость наиболее распространена на современных автомобилях.
  3. DOT 5 производится на основе силикона и она несовместима с остальными видами жидкостей. Температура кипения для такой жидкости будет 260 и 180 градусов соответственно. Эта жидкость не разъедает краску и не поглощает воду. На серийных автомобилях, как правило, она не применяется. Ее обычно применяют на спецтранспорте, работающем в условиях экстремальных для тормозной системы температур.
  4. DOT 5.1 применяется на спортивных автомобилях и обладает той же температурой кипения, что и DOT 5.

Кинематическая вязкость всех типов жидкостей при температуре +100 градусов составляет не более 1,5 кв. мм/с., а при -40 – она разнится. Для первого типа это значение составит 1500 мм2/с, для второго – 1800 мм2/с, для последних — 900 мм2/с.

Что касается преимуществ и недостатков каждого из типов жидкости, то можно выделить следующие:

  • чем ниже класс, тем ниже стоимость;
  • чем ниже класс, тем выше гигроскопичность;
  • воздействие на резиновые детали: DOT 3 разъедает резиновые элементы, а жидкости DOT 1 уже полностью совместимы с ними.

При выборе тормозной жидкости автовладельцу необходимо следовать инструкциям производителя.

Особенности эксплуатации и замены тормозной жидкости

Эксплуатация тормозной жидкости

Как часто менять тормозную жидкость? Срок эксплуатации жидкости устанавливает автопроизводитель. Замена тормозной жидкости должна производиться вовремя. Не стоит дожидаться, пока ее состояние приблизится к критическому.

Визуально определить состояние вещества можно по его внешнему виду. Тормозная жидкость должна быть однородной, прозрачной и без осадка. Кроме того, в автосервисах оценивают температуру кипения жидкости специальными индикаторами.

Необходимый срок для осмотра состояния жидкости – один раз в год. Полигликолевую жидкость нужно менять раз в два-три года, а силиконовую – раз в десять-пятнадцать лет. Последняя отличается долговечностью и химическим составом, устойчивым к внешним факторам.

Заключение

К качеству и составу тормозной жидкости предъявляются особые требования, так как именно от нее зависит надежная работа тормозной системы. Но даже качественная тормозная жидкость с течением времени имеет свойство ухудшаться. Поэтому необходимо вовремя ее проверять и менять.

(11 4,82 из 5)

Вам также может понравиться

Источник: https://TechAutoPort.ru/hodovaya-chast/tormoznaya-sistema/tormoznaya-zhidkost.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СТО
Какой объем масла в коробке на гранте

Закрыть