Где находится датчик холостого хода

Регулятор холостого хода: Признаки неисправности, принцип работы

Где находится датчик холостого хода

Стабильная работа двигателя внутреннего сгорания обеспечивается балансом составляющих рабочей смеси: равномерным соотношением горючего и воздуха. При холостых оборотах эксплуатация мотора происходит без его взаимодействия с колесами и коленвалом. Чтобы стабилизировать этот процесс дроссельная заслонка имеет дополнительный элемент — регулятор холостого хода (РХХ). Как работает РХХ, какие признаки и причины неисправностей встречаются и как вернуть узлу прежнюю работоспособность?

РХХ: принцип работы

Выход из строя данного элемента дает ощутимый урон работе двигателя. Последний не способен поднять обороты до требуемых, выдает значительные скачки мощности и страдает от нарушения подачи горючего.

После запуска мотора происходит прогревание всей системы, наблюдаются завышенные обороты, которые спустя несколько секунд начинают снижаться до допустимых значений холостого хода. Каковы функции регулятора в данном процессе?

  • РХХ дает двигателю внутреннего сгорания достичь нужного количества оборотов после запуска и сбавить их количество до допустимых показателей.
  • Он влияет на изменения числа оборотов, давая мотору осуществлять быстрый прогрев перед началом работы с нагрузкой. Поток воздуха в дроссельную заслонку увеличивается, основываясь на считываемых ЭБУ данных датчика коленвала.
  • Регулятор стабилизирует уровень оборотов при переключении скоростей, положении нейтральной скорости, остановке без выключения двигателя.

Технически эти процессы выглядят примерно следующим образом. Получая сигнал ЭБУ, регулятор холостого хода перемещает наконечник штока, меняя тем самым размер пропускного отверстия канала, через который проходит подаваемый в дроссельную заслонку воздух.

При максимально выдвинутом штоке наблюдается нулевой шаг — его исходное положение. Такое состояние наблюдается при неработающем моторе. Канал при этом полностью перекрыт, не давая проход воздушной массе.

Если же наконечник полностью втянут, то вход для прохождения воздуха полностью открыт.

Холостой ход сопровождается прогреванием мотора и закрытой заслонкой. Система при содействии регулятора обеспечивает поддержание нужного числа оборотов. Шток при этом полностью втянут, открывая канал.

При рабочих оборотах дроссельная заслонка открывается, воздушные массы беспрепятственно поступают внутрь через ее сечение. Регулятор выдвигает шток настолько, чтобы при резком снижении мощности, понижение оборотов происходило бы плавно и безопасно для работы силового агрегата. Чтобы рассчитать необходимое количество шагов происходит анализ данных с датчиков скорости, коленвала и дроссельной заслонки.

Эти процессы достаточно непростые для силового агрегата. Топливо подается весьма медленно, распыление может быть недостаточным. При забитом регуляторе, износе иглы повышается износ двигателя внутреннего сгорания, возможны ощутимые скачки мощности при езде, а также мотор может и вовсе заглохнуть при остановке.

Виды регуляторов

Внешне узел похож на электрический мотор, оснащенный конической иглой. Существует несколько вариаций детали:

  • шаговый — состоит из кольцевого магнита и обмоток. Основной ротор вращается шаговой подачей энергии на составляющие цепи с помощью электромагнитной силы. Движение штока осуществляется исполнительным устройством с учетом расположения ротора;
  • соленоидного типа — самый простой вид. Поступление энергии на обмотку активирует сердечник. Он перемещается в специальное отверстие, сокращая диаметр пропускного воздушного канала. Как следствие происходит уменьшение подаваемого объема воздуха. За счет своей простоты имеет самую низкую стоимость. Его работа осуществляется только в открытом или закрытом положении;
  • роторный — впуск воздушной массы контролируется при помощи частотных импульсов, основная нагрузка идет на ротор. Устройством напоминает соленоидный регулятор.

Как определить неисправность РХХ?

Симптомы сломанного регулятора практически во всем аналогичны с признаками поломки дроссельной заслонки. Ввиду того, что эти два элемента находятся в непосредственной близи, рационально провести их одновременную диагностику.

Основными сигналами о наличии неисправности в этом узле являются:

  • нестабильность оборотов, отчетливая ощутимость перепадов мощности;
  • заметная вибрация кузова на холостых оборотах, создаваемая нестабильной работой мотора;
  • слабый отклик или отсутствие его на выжатую педаль газа;
  • деактивация двигателя на нейтральной передаче или при переключении скоростей;
  • снижение оборотов при подключении дополнительных энергопотребителей — кондера, фар, медиасистемы и т.д.;
  • затрудненный запуск мотора, особенно в холодное время года.

Присутствие данных моментов может быть последствиями забитой или изношенной иглы, загрязненном штоке, или обрыве провода. Так как ЭБУ не способно считывать изменения пропускного сечения РХХ, малейшая неисправность почти мгновенно проявит себя, сказавшись на работе движка. Как правило, подвисание числа оборотов, плавание, тяжелый запуск авто не считываются ЭБУ как ошибки.

Диагностика РХХ своими руками

Причины неисправности условно делятся на электрические и механические. Для начала нужно демонтировать регулятор и провести его визуальный осмотр, чтобы исключить загрязнение отработанным углеродом и его возможное влияние на работоспособность силового агрегата. В случае необходимости ремонта нужно провести чистку детали, тщательно просушить и смазать силиконом. Шаговый вариант промывают баллончиком, что не отличается экономностью способа.

После извлечения узла следует обратить внимание на резиновое кольцо или прокладку, при условии наличия установки на дроссель или патрубок. При внешнем монтировании детали происходит соединение с впускным коллектором. Потребуется осмотр его резиновых элементов на предмет деформаций и разрывов. Выявленную деталь с дефектами необходимо поменять.

Альтернативные способы диагностики

Если имеется специальный прибор для выявления неисправностей, к примеру, адаптер с подходящим ПО, диагностика совершается намного проще. Программа OpenDiag может использоваться даже на смартфоне и имеется как в платной, так и в бесплатной версиях. При запуске ПО стоит заострить внимание на текущее и желаемое положения заслонки дросселя.

Их показатели будут соответственно изменяться вместе с оборотами. Если включить дополнительный электроузел, можно заметить изменения данных РХХ, мощность мотора при этом не должна меняться. В первую очередь, обновление значений происходит на строке желаемого положения, а затем — текущего. При изменении значений должно измениться и значение оборотов.

В противном случае, есть вероятность того, что регулятор холостого хода неактивен или имеется подсос воздушного потока.

Для более быстрой проверки нужно открыть меню в верхнем левом углу. Это контроль управления работой исполнительных механизмов. С помощью параметров «текущее положение холостого хода» и «желаемое положение холостого года» можно вбить свои значения, которые должны тут же отобразиться на работе двигателя. При отсутствии реакции на вмешательство можно сразу выявить неисправный участок хода с явной дисфункцией регулятора.

Еще можно использовать мультиметр для диагностики проводки. При выключенном движке снимается разъем с регулятора. На измерительном устройстве вбиваются значения постоянного напряжения в 0-20 В. Затем замеряется значение напряжения разъема. Допустимым показателем являются 12 единиц.

Также стоит проверить сопротивление РХХ. Чтобы это сделать нужно зафиксировать значения после снятия клеммы с датчика между выводами С и D, A и B. Пределом на мультиметре выставляется 200 Ом. При допустимом сопротивлении нормой будут 50 Ом, а сопротивление между выводами — стремиться к бесконечности.

Можно осуществить диагностику с помощью дроссельного узла. Произведя его демонтаж вместе с датчиком, нужно проследить за его работой при активации/деактивации системы зажигания, подключении клапанного разъема. Пристальному вниманию подлежит работа иглы, наличие посторонних звуков, равномерность рабочего процесса.

Замена и ремонт РХХ

Если регулятор неисправен, гудит, его замена осуществляется следующим образом:

  1. Сперва нужно измерить расстояние между концом штока и монтажной пластиной — в норме оно не должно превышать 23 мм.
  2. Обесточить ЭБУ, отключив минус от аккума.
  3. Установить саму деталь.
  4. Подсоединить аккумулятор.
  5. Включить зажигание на пару секунд без запуска мотора, чтобы дать РХХ время на калибровку.
  6. Выключить зажигание, тем самым, завершить установку.
  7. Завести мотор и проверить холостой ход.

Ремонт и замена РХХ являются достаточно легкими процедурами, доступными даже неопытному автовладельцу. Где и чем производить замену и установку непринципиально, если имеются хотя бы малейшие ремонтные навыки. Цена данного узла может колебаться в зависимости от марки авто и производителя детали: как правило, начиная от 300 рублей и поднимаясь до пары тысяч.

:

Как устранить гудение гидроусилителя при повороте руля?

Система выхлопа автомобиля: Из чего состоит , частые неисправности и их устранения

Как проверить компрессор кондиционера автомобиля на работоспособность

Магнитная подвеска: Преимущество и недостатки, Виды магнитных подвесок

Что подразумевает ремонт подвески легковых транспортных средств

Источник: https://promercedes.ru/informatsiya/regulyator-holostogo-hoda

Быстро и просто проверяем датчик холостого хода без посторонней помощи

Где находится датчик холостого хода

На любом автомобиле датчик или регулятор холостого хода представляет собой исполнительный механизм, нуждающийся в периодической проверке. Ни один из узлов машины не может работать вечно, поэтому рано или поздно автовладельцы сталкиваются с проблемой неисправности ДХХ. Подробнее о диагностике и очистке устройства вы можете узнать из этой статьи.

Перед тем, как заняться ремонтом устройства, нужно узнать, где находится датчик холостого хода. Здесь все зависит от особенностей транспортного средства, но как правило, этот контроллер расположен на дроссельном узле, под регулятором положения дроссельной заслонки. Если расположение ДХХ понятно, то вы сможете без проблем найти его.

Прежде чем проверить регулятор холостого хода, ознакомьтесь с основными неисправностями, характерными для детали:

  • силовой агрегат стал менее устойчиво работать на холостых оборотах;
  • обороты мотора могут увеличиваться или падать без причины;
  • при переключении на нейтральную скорость мотор может просто заглохнуть;
  • если силовой агрегат заводится на холодную, повышенные обороты будут отсутствовать;
  • когда включается дополнительная нагрузка в виде печки, кондиционера или оптики, обороты двигателя существенно падают.

Устройство датчика холостого хода

Правила очистки

Часто бывает такое, что чистка датчика холостого хода позволяет решить проблему неработоспособности устройства. В целом эта процедура довольно простая. Поэтому справиться с ней сможет практически любой желающий.

Итак, как производится чистка регулятора холостого хода:

  1. В первую очередь, РХХ необходимо отключить от проводки.
  2. Затем возьмите жидкость WD-40 и нанесите ее на ватную палочку. С помощью этой палочки производится чистка контактов.
  3. Далее, возьмите маленькую отвертку с крестовым наконечником и открутите фиксаторы контроллера, их два. В том случае, если крепления будут полностью отсутствовать, это свидетельствует о том, что РХХ посажен на лак, если это так, то, по всей видимости, нужно будет демонтировать весь дроссель.
  4. Демонтируйте ДХХ и осмотрите его. Если на устройстве имеется грязь или следы моторной жидкости, то помимо самого регулятора, вам понадобится очистить и весь дроссельный узел.
  5. Теперь возьмите жидкость для очистки (вместо WD-40 можно использовать очистительное средство для карбюраторов) и обработайте им конусную иглу с пружиной. Хотя для чистки лучше очиститель карбюратора! Сделав это, нужно высушить контроллер и поставить его на место. Перед монтажом убедитесь в том, что расстояние от корпуса устройства до иглы составляет 2.3 см. Если очистка не помогла исправить проблему, то вероятнее всего, придется менять ДХХ.

Схема подключения контроллера

Основные аспекты проверки РХХ

Как почистить датчик холостого хода мы разобрались, теперь уделим время его диагностике. Как и очистка, проверка может быть проведена в домашних условиях.

Как проверить датчик холостого хода:

  1. Найдите РХХ и снимите его вместе с проводами. Открутите несколько фиксаторов, которые крепят дроссельный узел с ресивером, после чего раздвиньте эти элементы примерно на 1 см.
  2. Используя тестер для диагностики, проверьте цепь РХХ — сейчас вы должны удостовериться в том, есть ли напряжение в сети или нет. Щупы тестера подключите к контактам А и D — как правило, они отмечены на корпусе. Подключив щупы, нужно активировать зажигание и посмотреть на результаты. Наиболее оптимальным вариантом является напряжение 12 вольт. Если этот параметр более низкий, то вероятнее всего, проблема кроется в плохом заряде аккумулятора, а если оно и вовсе отсутствует, то вполне возможно, что проблема кроется в блоке управления.
  3. Удостоверьтесь в том, что цепь есть на самом РХХ. Чтобы сделать это, щупы тестера необходимо соединить с контактами А и В, а затем с С и D, при этом вам нужно перевести тестер в режим омметра. При проверке параметры диагностики должны составить около 53 Ом. Затем эти же действия следует повторить с другими парами контактов, например А и С, при этом сопротивление должно стремиться к бесконечности (автор видео — Иван Васильевич).

Есть еще один вариант, для этого проверка датчика холостого хода должна осуществляться с демонтированным РХХ. Подключите проводку питания, после чего дотроньтесь пальцем к концу иголки (усилия прикладывать не нужно). Во время отключения регулятор должен начать выдвигать иглу на полную, соответственно, когда вы поворачиваете, должен произойти небольшой толчок пальца.

Как видите, в целом диагностика устройства не такая сложная, но для качественной проверки нужно понимать, как пользоваться тестером. Если вы понятия не имеете, как это делать, лучше обратитесь за помощью к электрику, но на практике после изучения инструкции к мультиметру проблем с его использованием возникнуть не должно. Разумеется, сам тестер должен быть рабочим, в противном случае показания не будут соответствовать действительности и вы только запутаетесь.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Особенности демонтажа

Что касается демонтажа контроллера, то в этом нет ничего трудного. Разумеется, некоторые моменты могут отличаться в зависимости от конструктивных особенностей вашего транспортного средства.

Но в целом процедура снятия выглядит следующим образом:

  1. Сначала полностью отключается зажигание. На всякий случай, чтобы не допустить замыкания, можно отсоединить отрицательную клемму от аккумулятора.
  2. Следующим этапом будет отключение проводки питания регулятора. Обычно эта колодка представляет собой четырехконтактный выход, его можно просто отсоединить. На некоторых авто колодка проводов может фиксироваться при помощи дополнительного крепления — здесь нет ничего сложного, фиксатор нужно просто отсоединить .
  3. После этого выкручиваются крепежные болты регулятора, сам контроллер снимается.

«Замена датчика в домашних условиях»

Более подробно процедура замены регулятора описана на видео ниже (автор — канал Ovsiuk).

У Вас остались вопросы? Специалисты и читатели сайта labavto.com помогут вам, задать вопрос Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!Оценить пользу статьи:Оцени автора (3 голос(ов), 5,00 из 5)

Источник: https://labavto.com/elektronika/sensor/datchik-holostogo-hoda/

Регулятор Холостого Хода (РХХ) — Устройство, Неисправности, Проверка

Где находится датчик холостого хода

Смысл назначения РХХ — регулятора холостого хода, вытекает из его названия — стабилизация оборотов двигателя на холостом ходу.

Принцип работы и местонахождение РХХ

Вкратце, все происходит следующим образом. Когда двигатель работает на холостых, в него поступает определенный объем воздуха, который позволяет ему ровно функционировать.

ДПКВ учитывает количество оборотов, эти данные поступают на блок управления, с которого на РХХ дается команда уменьшить или увеличить подачу воздуха. Что он и делает, игнорируя прикрытую дроссельную заслонку.

Устройство РХХ: 1) клапан; 2) корпус регулятора; 3) обмотка статора; 4) ходовой винт; 5) штекерный вывод обмотки статора; 6) шариковый подшипник; 7) корпус обмотки статора; 8) ротор; 9) пружина.

Если прогреть двигатель до рабочей температуры, контроллер автоматически начинает поддерживать обороты холостого хода. Если же двигатель не нагрелся до нужного градуса, тогда сам контроллер за счет РХХ увеличит обороты, тем самым обеспечив прогрев двигателя на повышенных оборотах. Такой режим работы двигателя разрешает начать движение автомобиля сразу, без прогрева.

Где находится регулятор холостого хода? Да в корпусе дроссельной заслонки — там крепится двумя винтами. Встречаются автомобили, головки крепежных винтов на которых могут быть рассверлены или же сами винты посажены на лак, что, безусловно, может значительно усложнить замену или прочистку воздушного канала РХХ. В таких случаях крайне сложно обойтись без демонтажа корпуса дроссельной заслонки.

В настоящее время автопроизводители используют следующие типы регуляторов холостого хода:

  • соленоидный;
  • шаговый;
  • роторный.

Рассмотрим каждый из перечисленных типов более детально.

Соленоидный регулятор холостого хода работает, используя электромагнитную силу. Так, когда на его катушку подается напряжение, сердечник втягивается, а механически связанная с ним заслонка поднимается, открывая тем самым воздушный канал. Когда напряжение пропадает (то есть, соленоид отключается), заслонка возвращается на свое место, перекрывая канал.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как поменять ремень генератора на жигулях

Регулировка работы соленоидного РХХ выполняется путем изменения частоты подачи командных сигналов на исполнительный орган. Для того чтобы пропустить через себя точно отмеренное количество воздуха, на рабочий орган подаются сигналы большой частоты. Это позволяет подавать воздух небольшими порциями.

Шаговый регулятор холостого хода имеет в своей конструкции кольцевой магнит, а также четыре электромагнитные обмотки. На них поочередно подается напряжение, благодаря чему создается вращающееся магнитное поле, заставляющее вращаться управляющий ротор. Он соединен с исполняющим механизмом, который и запирает или отпирает воздушный канал.

Что касается роторных регуляторов холостого хода, то они управляются с использованием частотных импульсов. Алгоритм работы схож с соленоидным типом, однако вместо соленоида в данном случае используется именно ротор.

Неисправности регулятора холостого хода

Как и любая другая деталь, РХХ не застрахован от поломок. При этом признаки выхода из строя во многом сходны с теми, которые возникают при проблемах с датчиком положения дроссельной заслонки. Только в отличии от ДПДЗ, уведомление об ошибке (чек энджин) — не появится, поскольку регулятор ХХ — устройство исполнительное.

О неисправности РХХ можно судить по таким признакам:

  1. Неустойчивость оборотов двигателя на холостом ходу, в некоторых случаях отключение двигателя (если не поддерживать обороты с помощью педали акселератора).
  2. Снижение или повышение оборотов без причины.
  3. Полная остановка двигателя в момент включении передач или при трогании машины с места.
  4. При холодном запуске двигатель работает не на повышенных оборотах.
  5. Падение оборотов двигателя на холостом ходу при включении фар или печки.Далее рассмотрим причины неисправности регулятора холостого хода. Их всего две:
  • естественный износ направляющей иглы регулятора;
  • обрыв электрических контактов внутри корпуса регулятора.

Как проверить регулятор холостого хода

Исходя из этих симптомов, можно сделать вывод, что регулятор холостого хода нуждается в проверке. Существует несколько методов.

Проверка мультиметром

Несколько способов проверить РХХ

Самый известный способ. Сначала надо выключить зажигание и отсоединить фишку жгута от регулятора. Затем мультиметром померить сопротивление обмоток. Если между С и В, А и D показывает обрыв цепи, не стоит волноваться, так и должно быть. А вот между А и В или С и D сопротивление должно находится в пределах 40-80 Ом.

Проверка самодельным тестером

На впрысковых авто от проверки мультиметром мало толку. Зачастую поломка РХХ кроется в том, что регулятор заедет в открытом или закрытом состоянии.

Если вышло так, тогда подойдет и самодельный тестер, который можно смастерить своими руками из трансформатора переменного тока на 6В (подойдет от обычной зарядки для мобильного телефона). Играя выключателями, следует проверить ход штока регулятора холостого хода. При исправном штоке лампочка будет еле светиться, а яркий свет говорит о том, что шток где-то заедает.

Визуальный осмотр

Самая простая и, пожалуй, первоочередная диагностика — визуальный осмотр. Он проводится после демонтажа узла из посадочного места. При визуальном осмотре можно выявить дефекты корпуса, износ иглы или другие, видимые глазу, неисправности. Однако если в процессе такой проверки вы выявили повреждение останавливаться лишь на этом этапе нельзя. Необходимо продолжить проверку для выявления возможных причин поломки.

Если в случае выполнения визуальной проверки вы обнаружили значительное загрязнение корпуса или внутреннего объема регулятора, то рекомендуем вам выполнить его очистку. Причем независимо от того, находится ли РХХ в исправном или неисправном состоянии.

РХХ и дроссельная заслонка

Снятие/замена РХХ

Рассмотрим детальнее процесс демонтажа и замены регулятора холостого хода. Стоит сразу отметить, что на разных автомобилях процесс может отличаться в некоторых деталях, однако в целом же алгоритм будет состоять из следующих этапов:

  1. Все работы необходимо выполнять при выключенном двигателе. Также желательно отсоединить минусовую клемму от аккумуляторной батареи.
  2. Отсоединить разъем (фишку) контакта, идущего к регулятору.
  3. Открутить монтажные болты, с помощью которых крепится корпус регулятора. При этом следите, чтобы открученные болты не упали в двигательный отсек.
  4. Извлечь непосредственно регулятор из посадочного места.

Установка нового регулятора выполняется в обратной последовательности. Однако перед тем как выполнять монтаж, необходимо смазать уплотнительное кольцо фланца моторным маслом. Марка в данном случае неважна, главное, чтобы оно было неагрессивным по отношению к резине.

Также проверьте расстояние от фланца до крайней точки конусной иглы. Оно должно составлять 23 мм. Такой зазор нужен для того, чтобы при монтаже РХХ его конусная игла не смогла упереться в седло на корпусе дроссельной заслонки.

Значение зазора можно регулировать с помощью специального мультитестера или формирователя управляющих импульсов.

Как не попасться на подделку при выборе РХХ

Если проверка показала поломку регулятора, стоит быть готовым к его замене, о которой было упомянуто чуть выше. Если говорить о РХХ на ВАЗ, то по качеству и надежности выделяются регуляторы холостого хода ОМЕГА и КЗТА (Калуга). Разумеется, речь идет об оригинальных деталях, а не подделках.

Выявить поддельный РХХ можно уже по коробке, в которую он упакован. Дешевая упаковка, странный шрифт, плохая, размазанная печать — все это указывает на подделку.

Сама поддельная деталь тоже имеет изъяны. Как правило, это люфт направляющей втулки и самой шляпки. Со временем люфт только увеличивается, что негативно сказывает на работе РХХ. Кроме этого на корпусе регулятора может быть зазор, из-за которого появится подсос воздуха. Не исключена и плохая припайка контактов.

Уберечься от подделки можно и с помощью самого производителя, который применяет меры защиты. Это может быть уникальный код запчасти, который можно сверить по СМС или на сайте.

Не нашли ответ на свой вопрос?

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

Источник: https://etlib.ru/blog/16-regulyator-holostogo-hoda-dlya-chego-on-nuzhen

Датчик холостого хода: как проверить, симптомы неисправности, где находится

Датчик холостого хода, который также принято называть регулятором, выполняет задачу по стабилизации работы двигателя на холостом ходу. Он располагается неподалеку от датчика, контролирующего положение дроссельной заслонки.

Датчик является довольно надежным, и его выход из строя – это большая редкость.

Тем не менее, такая проблема может возникнуть, и водитель должен знать, как проверить датчик холостого хода самостоятельно и убедиться, что проблемы в неправильной работе двигателя неподвижной машины связаны именно с его выходом из строя.

Симптомы неисправности датчика холостого хода

При выходе из строя датчика холостого хода водителя об этом оповестит лампочка Check Engine («Проверьте двигатель»). Однако если она загорелась и автомобиль имеет проблемы при работе на холостом ходу, это вовсе не значит, что неисправность однозначно связана с датчиком. Без проверки регулятора сложно точно сказать, исправен он или нет.

Можно выделить ряд признаков, которые являются «маяками», что в работе датчика холостого хода имеются проблемы:

  • Автомобиль глохнет на холостом ходу или у него «плавают» обороты;
  • Чтобы двигатель работал без сбоев, ему требуется значительное время на прогрев;
  • При переводе рычага коробки передач в нейтральное положение, двигатель глохнет.

Описанные выше проблемы возникают из-за недостатка или избытка воздуха, подаваемого в двигатель при работе на холостых оборотах. Однако не только датчик холостого хода может вызывать подобные симптомы, именно поэтому его необходимо диагностировать, перед тем как подбирать новый на замену.

Как проверить датчик холостого хода самостоятельно

Проверить самостоятельно датчик холостого хода довольно просто, и основной проблемой является его предварительный демонтаж. Первым делом следует определить, где находится датчик холостого хода. Чаще всего ориентиром при его поиске должен служить датчик положения дроссельной заслонки. Если обнаружить при осмотре двигателя регулятор холостого хода не получилось, следует обратиться к технической документации по конкретной модели автомобиля.

Когда датчик холостого хода будет снят с двигателя, можно приступать к его диагностике:

  1. Подсоедините к датчику провода;
  2. Положите на иглу регулятора палец;
  3. Попросите помощника включить зажигание двигателя;
  4. Если при старте мотора (в момент поступления на датчик напряжения) вы почувствовали, что конусная игла регулятора сдвинулась, значит, датчик исправен. Когда никаких толчков зафиксировано не было, это говорит о выходе датчика из строя.

Еще одним способом проверки датчика холостого хода является диагностика сопротивления дроссельного узла. Необходимо проверить сопротивление обмоток при помощи мультиметра. Если результат находится в диапазоне от 50 до 55 Ом, то датчик исправен.

Обратите внимание: Часто водители после проверок, приведенных выше, делают вывод, что датчик холостого хода неисправен, но это не всегда так. Нужно проверить не только сам регулятор, но и цепь подачи на него управляющих сигналов (питающую датчик).

Убедитесь, что на клеммах соединительной колодки при старте зажигания напряжение находится на уровне в 12 Вольт. Если оно меньше, вероятнее всего проблема связана с разряженным аккумулятором.

Когда напряжение полностью отсутствует, виновен в этом управляющий блок или проводка.

Загрязнение датчика холостого хода

Часто причиной неправильной работы регулятора холостого хода является его загрязнение. В такой ситуации можно заменить датчик (стоимость которого невелика) или очистить его. Очистка датчика холостого хода проходит в два этапа:

  1. Специальным средством (например, которое используется для очистки карбюратора) нужно смочить ватную палочку и ею очистить контакты датчика. Делать это необходимо осторожно, чтобы не повредить их;
  2. Остальные детали регулятора можно очистить механическим путем с использованием обозначенного выше средства. Смочите им, например, зубную щетку и аккуратно прочистите иглу, шток, пружину, удаляя накопившуюся грязь.

Обратите внимание: При очистке датчика холостого хода рекомендуется также почистить дроссельную заслонку.

(413 голос., 4,58 из 5)

Источник: https://okeydrive.ru/kak-proverit-datchik-xolostogo-xoda/

Самостоятельная диагностика регулятора холостого хода автомобиля

Хотя это устройство даже в специальной литературе чаще называют датчиком, более правильное его определение – регулятор. Дело в том, что датчик, в идеальном случае, является измерительным оборудованием.

В нашем случае речь идёт, прежде всего, о стабилизации величины оборотов двигателя, работающего в режиме ХХ, посредством регулировки подачи воздуха в камеру сгорания при закрытой ДЗ.

Так что это действительно регулятор, но поскольку прижилось и другое его определение, мы будем использовать и первое (ДХХ), и второе (РХХ) обозначения.

Итак, мы уже выяснили, для чего нужно это устройство, из чего следует, что эта компонента впускной системы автомобиля играет весомую роль в обеспечении нормального функционирования силового агрегата. В данной статье мы рассмотрим принципы работы этого устройства, его возможные неисправности, а также как проверить датчик холостого хода самостоятельно, не прибегая к услугам автосервиса.

Принцип работы РХХ

Чтобы обеспечить эффективное сгорание топливной смеси, необходимо добиться, чтобы воздух смешивался с горючим в оптимальной пропорции. В этом случае силовой агрегат будет работать с максимальным КПД, обеспечивая генерацию мощности, близкой к номинальной.

Если баланс между этими двумя компонентами будет смещён в ту или иную сторону, воспламенение смеси будет затруднено, а в худшем случае – отсутствовать. Основанная задача ДХХ – обеспечить качественное распределение объёма воздуха, подаваемого в камеру сгорания при работе мотора на холостом ходу, то есть при прикрытой дроссельной заслонке.

Для обеспечения этой цели регулятор имеет в своем составе маломощный шаговый моторчик, который управляет конусной иглой, расположенной в вершине конструкции датчика.

Принцип работы датчика холостого хода заключается в изменении пространственного положения иглы, которая, в свою очередь, влияет на величину зазора между впускным клапаном и камерой сгорания. Таким образом, ДХХ регулирует количество поступающего в КС воздуха при работе силового агрегата без нагрузки. Регулятор работает в связке с датчиков ПДЗ, задача которого – определять объём поступающего в камеру сгорания воздуха и отсылку этих данных в бортовой компьютер.

Отметим, что для любого ДВС работа в холодную на холостом ходу считается самым тяжёлым режимом. Этому есть объективная причина, лежащая в плоскости физических свойств технических жидкостей.

Дело в том, что при запуске двигателя после длительного простоя требуется существенный расход энергии на то, чтобы довести горючее и масло до оптимального температурного режима.

В холодном состоянии смазка выполняет свои функции менее эффективно, поскольку её текучесть недостаточна, да и горючее воспламеняется не так охотно, как это происходило бы при разогретом моторе.

Регулятор холостого хода

Кроме того, при работе «на холодную» между парой впускной/выпускной коллектор наблюдается ощутимая разница в давлении, ухудшая и без того не идеальные характеристики возгорания топливовоздушной смеси. Наконец, в данном режиме состав выхлопа содержит максимальное количество углекислоты.

От того, как работает датчик холостого хода, зависит то, насколько быстро силовой агрегат выйдет на рабочий режим. Если он неисправен, то нагрузка на мотор существенно увеличится, что в итоге скажется на его ресурсе не в лучшую сторону.

Так что задача поддержания РХХ в работоспособном состоянии относится к числу первостепенных.

Конструктивные особенности ДХХ

Поскольку датчик холостого хода отвечает за регулирование объемов подаваемого в КС воздуха, его расположение вполне предсказуемо: в дроссельном узле, а точнее – непосредственно возле дроссельной заслонки.

В большинстве случаев он крепится на корпусе мотора посредством пары винтов, но встречаются варианты с посадкой на герметик или лак (правда, очень редко).

Некоторые производители с целью недопущения демонтажа регулятора рассверливают головки винтов, затрудняя их откручивания – в таких случаях рекомендуется снимать датчик вместе с ДЗ, чтобы не допустить поломку крепежа регулятора.

Существует три основные группы РХХ в зависимости от используемого принципа воздействия на клапан:

  • соленоидные регуляторы;
  • шаговые устройства;
  • датчики роторного типа.

Рассмотрим их принцип работы более детально.

Соленоидный ДХХ функционирует, используя электромагнетизм. При подаче напряжения сердечник катушки начинает втягиваться, увлекая за собой заслонку и таким образом регулируя подачу массы воздуха.

При отключении соленоида происходит обратный процесс – сердечник возвращается на своё место, перекрывая канал подачи воздуха. Управление соленоидным датчиком осуществляется посредством регулировки частотой генерации командных сигналов, передаваемых непосредственно на исполнительный орган.

Чем больше частота сигналов, тем точнее дозируется количество воздуха, пропускаемое в каналы камеры сгорания.

Шаговый регулятор использует для управления подачей воздуха кольцевой магнит, который находится в окружении группы из четырёх обмоток. Подаваемое на них по очереди напряжение генерирует круговое магнитное поле, приводящее в движение управляющий ротор. Там, где находится датчик холостого хода, расположен и исполнительный механизм, открывающий/запирающий канал подачи воздуха под воздействием движения ротора.

Датчики роторного типа регулируют подачу воздуха посредством частотных импульсов (наподобие соленоидных механизмов), но здесь в качестве исполнительного устройства вместо соленоида используется ротор.

Независимо от типа РХХ, при его установке на автомобиль главной задачей является обеспечение расстояния между посадочным фланцем и оконечностью иглы, равного 23 миллиметра.

Симптомы неисправности датчика ХХ

Несмотря на наличие в современных автомобилях функции самодиагностики, определение проблем с работой РХХ – задача непростая. Дело в том, что в большинстве случаев о неработоспособности устройства сигнализирует загорание символа или надписи Check Engine, что может свидетельствовать и о множестве других проблем с двигателем.

Еще одно обстоятельство, затрудняющее диагностику неисправности именно датчика ХХ, – схожесть симптомов с неисправным ДПДЗ. И всё же локализовать проблему можно, если проявляются следующие признаки неисправности датчика холостого хода:

  • нестабильность работы силового агрегата на ХХ: после старта мотор начинает терять обороты, пока не заглохнет. Такое поведение двигателя характерно не только при работе на холодную: оно может проявиться, скажем, при остановке на запрещающий сигнал светофора, что само по себе достаточно неприятно;
  • плавающие обороты на ХХ – ещё один симптом, указывающий на проблемы с регулятором. При этом диапазон разброса может достигать до тысячи оборотов/минуту;
  • если при запуске холодного силового агрегата отсутствует характерное вначале повышение оборотов, это тоже может указывать на неисправность датчика ХХ;
  • двигатель может глохнуть и в момент переключения передачи в нейтральное положение с одновременным отпусканием педали акселератора.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно работать с акпп

В большинстве случаев поломка датчика холостого хода вызвана двумя превалирующими причинами:

  • из-за износа направляющей иглы (характерно при длительной эксплуатации датчика);
  • в результате обрыва контактов, расположенных внутри датчика.

Методы самостоятельной диагностики ДХХ

Получить наиболее точные результаты исследования работы регулятора ХХ можно на специальном стенде, имитирующем работу ЭБУ и умеющего интерпретировать полученные результаты. Однако позволить себе иметь такой прибор рядовой автолюбитель не в состоянии, да и подобная проверка в автосервисе – удовольствие не из дешёвых. Поэтому используются менее затратные приёмы, общий алгоритм которых примерно одинаков и включает следующие шаги:

  • автомобиль устанавливается на ровную площадку, фиксируется противооткатными башмаками и ручным тормозом;
  • от аккумулятора отсоединяется отрицательная клемма;
  • регулятор отключается от ЭБУ (вытаскивается штекер из разъёма).

Последующие действия зависят от используемых методов диагностики.

Ручная проверка состояния РХХ

Это самый простой и быстрый способ определить работоспособность датчика, если имеются косвенные признаки проблем с функционированием электронной системы управления впуском, однако для этого способа потребуется помощник. Алгоритм действий:

  • демонтируем устройство (в большинстве случаев посредством откручивания двух винтов);
  • РХХ опять подключается к бортовому компьютеру, находясь в руках производящего диагностику человека;
  • помощник в это время производит пуск мотора, а проверяющий наблюдает, втягивается ли шток исполнительного механизма в корпус полностью, и выдвигается ли он на некоторое расстояние после получения от компьютера очередного управляющего импульса;
  • если шток датчика не имеет дефектов и исправно ходит вперёд-назад, следует искать другую причину неисправности.

Впрочем, может оказаться, что нестабильная работа двигателя на ХХ вызвана тем, что конкретная модель регулятора полностью соответствует командам управления, присутствующим в прошивке ЭБУ. В этом случае шток будет двигаться, но на величину, которая не соответствует оптимальной. Чтобы проверить соответствие, необходимо изучить маркировку, наносимую на штекер.

Данный способ считается классическим и активно используется как новичками, так и профессионалами, позволяя локализовать причину неисправности или использовать другие, более сложные уточняющие методики проверки.

В частности, следует проверить состояние электропроводки, а также катушек для регуляторов шагового типа. Нужно убедиться в отсутствии износа самой иглы, проверить наличие загрязнений в байпасном канале.

В конечном итоге комплекс таких мероприятий позволить дать точный ответ на вопрос, посему наблюдаются проблемы с работой мотора на ХХ.

Диагностика датчика с использованием мультиметра

Наличие тестера может оказать неоценимую помощь при диагностике регулятора холостого хода. Мультиметр следует использовать в двух режимах:

  • при переключении на омметр необходимо замкнуть щупами прибора попарно контакты датчика в последовательности A-B и C-D, при этом показания тестера должны находиться в диапазоне 45-80 Ом, при замыкании контактов A-D и B-C сопротивление должно равняться бесконечности;
  • при переключении тестера в режим вольтметра включаем зажигание, прибор в этом момент должен показывать напряжение в диапазоне 15-20 В.

Важно!Самонастройка датчика ХХ производится бортовым компьютером каждый раз, когда мы подключаем соответствующий разъём в штекер устройства, то есть ручная настройка регулятора не требуется!

Проверка с применением самодельного стенда

Профессиональное оборудование стоит в районе 2000 рублей (при стоимости датчика порядка 500 рублей), что делает приобретение такого стенда нерациональным ввиду нечастого использования в будущем. Однако многие умельцы собирают такой стенд самостоятельно, используя схемы, которые несложно скачать из сети.

Для этого потребуется шестивольтовый трансформатор переменного тока (например, обыкновенная зарядка для мобилки), а также колодки штекеров, которые можно приобрести в магазине радиодеталей. Отключив РХХ от ЭБУ и подключив зарядное устройство, мы можем визуально оценить правильность хода штока:

  • если лампочка на подзарядке горит ярко, как в штатном режиме – шток имеет дефекты и по этой причине работает с отклонениями;
  • если светодиод горит в полсилы – работоспособность штока не подвергается сомнению.

Иногда шток «привередничает» не из-за наличия дефектов типа погнутости, а по причине засорения канала. Загрязнение происходит через воздух, идущий от воздухофильтра. Микроскопические пылинки, смешиваясь с частичками выхлопа и парами масла, могут попадать как в байпасный канал, так и внутрь ДХХ, препятствуя нормальному движению штока.

Такую неисправность устраняют посредством использования жидкости типа WD-40, которой обильно смачивают шток, иглу и пружину. Если это не помогло, регулятор придётся заменить, как и в случае погнутости штока.

Отметим, что полная проверка датчика холостого хода – мероприятие, требующее немалого терпения и наличия свободного времени. Во многих случаях определить, что проблемы исходят именно от него, можно значительно проще – установив заведомо работоспособное устройство. Такая диагностика поможет сэкономить вам немало сил, а зачастую и денег, поэтому пренебрегать таким способом не стоит.

Источник: https://DriverTip.ru/repair/kak-proverit-datchik-holostogo-hoda-na-avtomobile.html

Как проверить датчик холостого хода: где он находится, признаки поломки, как произвести проверку и почистить

В автомобилях, оборудованных инжектором, за холостые обороты двигателя и холодный пуск отвечает отдельный исполнительный механизм (РХХ), управляемый контроллером. Хотя его конструкция проста и надежна, в течение эксплуатации авто элемент может работать некорректно либо, как всякая другая деталь, отказывает по причине естественного износа. Как выявить симптомы неисправности и проверить регулятор холостого хода в гаражных условиях, подробно рассказывается в данной публикации.

Назначение датчика холостого хода

Назначение РХХ в автомобилях, оснащенных электронной системой зажигания:

  1. Микропроцессорный модуль составляет соотношение воздуха и горючего при создании топливовоздушной смеси в инжекторном силовом агрегате.
  2. Блок управления отмеряет определенный объем бензина или дизельного топлива.
  3. Электронный тип систем оснащается контроллерами коленчатого вала, положения дроссельной заслонки, детонации и расходомером. В соответствии с показаниями этих устройств происходит активация топливного насоса. Зажигание распределяется по конкретным цилиндрам ДВС.
  4. Если водитель отпускает педаль газа, топливная заслонка полностью закрывается. Это приводит к тому, что нарушаются пропорции горючей смеси. Продукты сгорания перемещаются в камеру при появлении разницы в давлении между выпускным и впускным коллекторами.

Датчик холостых оборотов в электронных системах зажигания выполняет функцию регулировки состава горючей смеси во время пуска двигателя. С помощью сигналов, которые отправляет контроллер, микропроцессорный модуль принимает решение об обогащении топлива.

При этом он игнорирует показания, которые отправляет регулятор дроссельной заслонки. Датчик передает сигналы по линии. При необходимости в нем открывается свободный канал, по которому проходит воздух.

Это приводит к выравниванию оборотов двигателя во время движения или на холостом ходу.

Пользователь Роман Лозовой представил подробный обзор контроллера от производителя Дженерал Моторз для автомобиля Дэу Ланос.

Диагностика датчика и порядок замены

Основные признаки неисправности датчика холостого хода следующие:

  • неустойчивые обороты ХХ мотора;
  • повышение или понижение оборотов без видимых причин на прогретом двигателе;
  • самопроизвольная остановка двигателя;
  • низкие обороты мотора при прогреве;
  • резкое снижение оборотов при включении энергопотребителей.

При их обнаружении необходимо приступить к процессу диагностики регулятора.

Делается это следующим образом:

  1. Автомобиль устанавливается на ровную поверхность.
  2. Откручивается 2 болта крепления регулятора, затем он вытаскивается. Все операции необходимо проводить при выключенном зажигании.
  3. Затем следует визуально осмотреть шток на наличие загрязнений, мешающих его свободному движению.
  4. Если таковых не оказалось, то можно включить зажигание и подключить датчик к разъёму — на исправном регуляторе игла заметно сдвигается.

Если под рукой есть мультиметр, то можно провести более точную диагностику. Для этого сперва необходимо замерить поступающее к датчику напряжение — для регулятора холостого хода ВАЗ 2114 оно должно составлять порядка 20 Вольт. При отсутствии напряжения необходимо проверить контракты либо блок ЭБУ, превышении или снижении номинала — состояние электрооборудования авто. Замер сопротивления обмотки на датчике должен показывать значение в пределах 53 Ом.

Замена регулятора осуществляется довольно просто:

  1. Отключается разъём.
  2. Откручиваются болты крепления.
  3. Удаляется неисправный датчик и на его место устанавливается новый.
  4. Закручиваются болты.
  5. Устанавливается контактная фишка.

Внимание! Все работы необходимо проводить при отключённом зажигании.

После монтажа датчика необходимо выполнить его калибровку. Для этого нужно включить на 5–10 минут зажигание, запустить ДВС и дать ему поработать около минуты на холостом ходу, после чего заглушить. При повторном запуске мотора датчик уже откалибруется самостоятельно.

Следует учитывать, что восстанавливать работоспособность неисправного датчика не имеет смысла — он может повторно выйти из строя в любой момент, а стоимость новой детали, даже для иномарок, невысока.

С помощью сервиса Uremont.com вы сможете провести диагностику и отремонтировать свой автомобиль на ваших условиях. Просто создайте заявку и выберете подходящую для вас СТО. Ремонт с нами — это быстро, выгодно, надёжно.

Принцип работы

Принцип действия клапана состоит в следующем:

  1. Блоком управления выполняется калибровка показаний датчика, если он обнаруживается в системе.
  2. Сам контроллер представляет собой шаговый электрический мотор. Он оснащается конусной иглой, которая располагается в специальном отверстии канала заслонки дроссельного узла.
  3. Регулятор не передает информацию на микропроцессорный модуль, но получает ее от него. Поэтому правильнее его называть не датчиком, а исполнительным механизмом — клапаном.
  4. Блок управления определяет по сигналу от расходомера, что в горючей смеси отсутствует воздух. Затем он сравнивает эти импульсы с теми, которые передает ДПДЗ.
  5. На регуляторное устройство поступает напряжение. Это приводит к выдвижению иглы из канала. недостающий объем воздуха подается в горючую смесь для смешивания.

Также микропроцессорный модуль получает импульсы об уровне температуры хладагента и моторной жидкости. Если двигатель запускается при низких отрицательных температурах, его необходимо прогревать, что позволит снизить износ элементов и узлов трения. Чтобы обогатить смесь, канал датчика холостого хода приоткрывается, для этого водителю не нужно жать на газ.

В начале работы устройства алгоритм действия такой:

  1. Ключ прокручивается в замке, зажигание активируется.
  2. Шток выдвигается до упора. Благодаря этому игла перекрывает байпасный канал.
  3. При упирании штока в калибровочное отверстие блок управления начинает отсчитывать шаги назад.
  4. Выполняется подача напряжения на обмотки. В результате клапан возвращается в изначальное открытое состояние.

Число обратных шагов настраивается при прошивке блока управления, этот показатель может изменяться в зависимости от модели устройства. К примеру, на ЭБУ Бош он составляет 50 шагов, а на модулях Январь — 120.

Пользователь Дмитрий Шарк рассказал вкратце о принципе действия, а также о диагностике контроллера холостого хода.

Инжектор

На входе коллекторного устройства в инжекторных двигателях используется дроссельная заслонка. Она оснащается индивидуальным контроллером определения положения в конкретный момент времени.

Источник: https://prometey96.ru/ustrojstvo/gde-nahoditsya-datchik-holostogo-hoda.html

Регулятор (датчик) холостого хода: устройство, неисправности и выбор нового устройства

Клапан холостого хода, который многие автолюбители называют датчиком холостого хода, является одним из важных компонентов современных двигателей.

Принцип его работы на словах очень прост: пропускать воздух во впускной коллектор (по сути, в обход дроссельной заслонки) и удерживать холостые обороты силового агрегата авто в заданных конструктивно пределах.

Если рассмотреть особенность его работы, а также изучить основные неисправности, станет ясно, что это небольшое устройство хитрее, чем могло казаться на первых порах. Давайте разберемся.

Подробнее о конструкции и работе

Итак, регулятор холостого датчика (РХХ), он же датчик и клапан холостого хода. Работает в тандеме с электронным блоком управления авто. На вопрос о том, где находится датчик холостого хода, ответить очень просто — рядом с дроссельной заслонкой. В современных авто он зачастую размещается внутри дроссельного узла, защищенного кожухом. Само устройство состоит из таких элементов:

  1. Игла;
  2. Шаговый электромотор со штоком;
  3. Пружина.

Суть работы регулятора в изменении сечения канала, по которому воздух поступает к двигателю в том случае, когда дроссельная заслонка закрыта. Как только зажигание включается, РХХ выдвигает шток и игла попадает в специальное калибровочное отверстие. Уже при запуске мотора регулятор приоткрывает проход, через который воздух может пройти дальше.

В случае если охлаждающая жидкость недостаточно прогрета, регулятор подает еще больше воздуха — это позволяет двигателю работать на более высоких оборотах и, соответственно, быстрее прогреваться. Кстати, именно благодаря работе регулятора автомобиль может стартовать с места практически сразу — риска заглохнуть минимален.

На сегодняшний момент регуляторы холостого хода подразделены на три типа. А именно:

  1. Соленоидный. Работает с использованием электромагнитной силы. При подаче напряжения на катушку, находящийся внутри нее сердечник втягивается, уводя за собой механически связанную заслонку и открывая канал. Работа устройства регулируется изменением частоты подачи т.н. командных сигналов. В исправно работающем регуляторе частота сигналов очень велика, а воздух подается двигателю мелкими порциями;
  2. Шаговый. В конструкции такого регулятора имеется четыре электромагнитные обмотки и кольцевой магнит. На обмотки поочередно подается напряжение, и они создают вокруг себя магнитное поле. За счет очередности поле в устройстве вращается, а вместе с ним вращается и ротор. Последний соединен с механизмом, отвечающим за отпирание и запирание воздушного канала;
  3. Роторный. По сути, это видоизмененный регулятор соленоидного типа. Управления осуществляется частотными импульсами, однако ключевым исполнительным элементом является именно ротор.

Как показала практика, регуляторы всех трех типов имеют неплохой эксплуатационный ресурс и выходят из строя по одним и тем же причинам. Схемы подключения регуляторов одинаковы для всех трех типов.

 Неисправности датчика холостого хода

К несчастью, даже современные датчики холостого хода не имеют системы самодиагностики, так что владельцу авто придется выявлять поломку по косвенным признакам. Заметим, что при поломке даже не загорится индикатор “Check Engine”. Проблема будет крыться в недостатке или, напротив, избытке кислорода, поступающего к двигателю на холостых. Это и нужно учитывать. Признаки поломки РХХ будут следующими:

  • Двигатель глохнет на холостых;
  • Обороты «плавают» на холостом ходу;
  • Двигатель глохнет сразу после того, как водитель переводит РКПП в нейтральное положение;
  • Силовой агрегат требует долгого прогрева для нормальной работы.

Как видите, симптомы практически те ж, что и при поломке датчика положения дроссельной заслонки, однако есть одно важное отличие — при его поломке загорается “Check Engine”. Как и в случае проблем с ДПДЗ игнорирование проблемы чреваты ускоренным износом двигателя, а также практически всех элементов топливной системы. К слову, сам регулятор изнашивается быстрее, если в дроссельный узел попадают сторонние жидкости, а также редко меняется воздушный фильтр.

Проверка и ремонт

Как уже было сказано выше, в случае если дроссельный узел вашего автомобиля защищен кожухом, добраться до регулятора может быть не просто. Перед началом проверки советуем изучить этой узел, а также проверить целостность проводки. Важный момент: дальнейшая проверка регулятора не может быть произведена корректно при разряженном аккумуляторе. Если со всем этим проблем нет, то можно приступить к проверке. Существует несколько методов:

  1. Проверить сопротивление между обмотками. Между С и B, а также A и D должен быть обрыв (бесконечное сопротивление). А вот между A и B, C и D сопротивление должно составлять от 30 до 100 Ом;
  2. Проверка самодельным тестером. Сделать его можно из трансформатора переменного тока на 6V. Вооружившись таким тестером необходимо будет проверить, нормально ли ходит шток регулятора. Некоторые автолюбители просто слегка упирают палец в конец штока и пытаются понять, приходит ли шток в движении.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находится тормоз и газ в машине автомат

Сразу отметим, что в случае выхода из строя элементов «начинки» датчика менять придется все устройство — оно не является ремонтопригодным. Однако некоторые манипуляции могут решить проблему хотя бы на время. Так, например, если вы проверили регулятор вторым методом и убедились в том, что шток перестал двигаться, проделайте следующее:

  1. Расклиньте регулятор силиконовой смазкой. Если она попадет внутрь устройства, последствий не будет;
  2. Если смазывание не помогло, замочите шток в спирте и протрите ватной палочкой. Спирт может заменить и средство для чистки карбюраторов;
  3. В случае неэффективности вышеперечисленных чистящих средств воспользуйтесь WD-40. Это крайне агрессивное средство, которым стоит пользоваться в последнюю очередь.

Если чистка регулятора не дала результатов, придется покупать новое устройство. Автолюбитель может его разобрать и попытаться выявить причину поломки. В большинстве случаев регулятор перестает исправно работать в случае негодности направляющей конусной иглы (клин, истирание, деформация).

Подбор нового датчика холостого хода

С выбором нового устройства нет особых сложностей. Особых нюансов в подборе датчика в зависимости от страны сборки автомобиля тоже нет. Обращать внимание при выборе устройства стоит скорее на фирму-производителя, о чем чуть позже. Чтобы быть уверенным в том, что регулятор подойдет к вашему двигателю, при выборе необходимо руководствоваться чем-то из следующего:

  • Данными автомобиля: маркой, моделью, а также параметрами ДВС, годом выпуска;
  • Кодом имеющегося регулятора холостого хода;
  • VIN-кодом автомобиля.

Сегодня все больше автолюбителей ищут запчасти по данным своего транспортного средства. Такой метод поиска стал невероятно удобным благодаря развитию интернет-магазинов. Впрочем, в них также реализован поиск по кодам.

Как и было указано выше, отдавать предпочтение стоит регуляторам от известных производителей. Например: Bosch, Valeo, Continental, VDO/Siemens.

Более дешевые устройства от ERA, LCC и других фирм нижнего звена имеют значительно меньший эксплуатационный ресурс, так что особого смысла в экономии нет. Стоит опасаться лишь подделок.

Как распознать поддельный регулятор холостого хода

К несчастью, современный рынок контрафактной продукции предлагает практически все, что автолюбителю может понадобиться для ремонта.

В большинстве случаев распознать подделку несложно, особенно если производитель оригинальный запчастей защищает свои товары QR-кодом, голограммой или индивидуальными проверочными кодами.

Вот только серьезных и хорошо заметных защитных признаков у регуляторов холостого хода большинства производителей попросту нет. Вполне надежная проверка подлинности требует наличия оригинального регулятора, с которым и будет сравниваться купленный/запланированный к покупке. Вот что нужно сделать:

  • Проверить QR-код, защитный кода и убедиться в подлинности голограммы. Так защищают свою продукцию далеко не все фирмы;
  • Проверить упаковку. Дизайн должен быть оригинальным, полиграфия четкой, все надписи должны хорошо читаться. Обязателен логотип производителя;
  • Изучить пружину штока. В большинстве подделок пружина имеет частую навивку;
  • Изучить заклепки. Как показала практика, на поддельных регуляторах заклепки имеют крайне неряшливый вид;
  • Проверить корпус регулятора. Он должен быть выполнен качественно, без единых сколов и следов оплывшего пластика. Особое внимание уделите крепежным отверстиям;
  • Убедитесь в том, что регулятор имеет полную комплектацию. Подделки часто поставляются без резиновых и металлических колец.

К несчастью, сегодня распознать поддельный регулятор становится все сложнее. Если в прошлом подделку можно было распознать по наклейке, то теперь наклейки имеют правильную форму и даже содержать информация для проверки подлинности продукта (на неофициальных ресурсах, разумеется). Что производителе подделок действительно делают плохо, так это упаковку.

Если элементы оригинальной картонной упаковки склеиваются по точкам, то упаковки с подделкой в 90% случаев имеют линии из клея (часто его количество избыточно). Правда, для такой проверки упаковку придется разорвать. Мы советуем вам быть предельно внимательными при покупке автозапчастей. Так, например, поддельная голографическая наклейка может содержать надпись с грамматической ошибкой. Также не советуем руководствоваться одной лишь ценой.

Подделка всегда стоит дешевле фирменного продукта и поначалу вызывает больший интерес у потенциального покупателя, на чем играют недобросовестные продавцы.

Вывод

Регулятор холостого хода — небольшой компонент дроссельного узла, который выполняет очень серьезную работу. Благодаря регулятору двигатель автомобиля не требуют долгого прогрева и хорошо работает на холостых оборотах. Подход к регулировке холостого хода за последние 10-15 лет серьезно изменился.

Все более востребованными становятся электронные дроссельные заслонки, которые не нуждаются в регуляторе, так как с его задачами справляется сама заслонка. Такие дроссели не боятся низких температур и поломки «механики», так как ее практически нет.

Что касается автомобилей с классическими дроссельными заслонками двигателей, то подобрать соответствующие им регуляторы сегодня довольно просто. Выпускать их будут еще очень долгое время.

Источник: https://avto.pro/autonews/regulyator_datchik_holostogo_hoda_ustroystvo_neispravnosti-20190228/

Как работает датчик холостого хода автомобиля

Это изделие (правильнее его называть регулятором – РХХ, т. к. это исполнительное устройство) в автомобиле выполняет функцию настройки и стабилизации холостых оборотов. Датчик холостого хода подает в смесительную камеру необходимо количество воздуха по особому каналу, минуя дроссельную заслонку. Т. е. последняя будет закрыта, если двигатель работает на холостом ходу.

Принцип действия РХХ

Установленный на моторе датчик (ДМРВ) определяет объем входящего воздуха и подает сигнал ЭБУ, который «отдает команду» на «отправку» к форсункам необходимого количества топлива. Одновременно блок управления снимает показания датчика положения коленчатого вала и контролирует работу РХХ. Последнее действие выражается в подаче «команды» на открытие дополнительного канала.

Еще одна функция РХХ – регулировка холостых оборотов (700-900 в минуту) в зависимости от прогрева мотора.

Если температура недостаточна, ЭБУ «приказывает» датчику увеличить проходимость канала: в итоге в камеру сгорания поступает больше воздуха, а блок управления одновременно подает больше топлива – в результате число оборотов увеличивается и силовой агрегат прогревается быстрее.

Точно также, используя РХХ, ЭБУ учитывает изменение нагрузки на двигатель, связанные с подключением дополнительных потребителей: например, фар, салонного отопителя, обогрева заднего стекла, зеркал, сидений и т. д. В итоге мотор при любой нагрузке работает стабильно.

Конструкция РХХ

По своей сути это электродвигатель шагового типа, оснащенный конусообразной иглой, прижимаемой пружиной. Устройство размещается на дросселе с парой обмоток. Когда на одну из них подается импульс от бортового блока управления, игла делает шаг вперед. Присутствие напряжения на второй обмотке заставляет иглу перемещаться назад. На торце корпуса РХХ имеется фланец для удобства крепления с помощью винтов или специального лака. Уплотнение осуществляется посредством прорезиненного кольца.

Разновидности датчиков холостого хода

Самый простой вариант прибора изготавливается на основе соленоида – катушки. Когда на ее обмотки подается напряжение, находящийся внутри сердечник выскакивает и входит в специальное гнездо, уменьшая диаметр проходного канала. В итоге объем подачи воздуха уменьшается.

Простота конструкции этого типа регулятора холостого хода гарантирует его небольшую стоимость. Но есть и серьезный минус: невозможность тонкой настройки пропускаемой способности дополнительного канала.

Это связано с тем, что регулятор холостого хода функционирует лишь в открытом или закрытом положении.

Есть и другой тип РХХ – роторный. Принцип работы этого устройства схож с предыдущим. Но есть важное отличие: открытие и закрытие байпасного канала производится посредством ротора, который обеспечивает плавность работы регулятора.

Однако на сегодня популярность завоевало шаговое устройство. В его конструкцию входит кольцевой магнит, ротор и 4 обмотки. На каждую из них поступает напряжение от ЭБУ.

В итоге начинает вращаться стержень-ротор, который ввинчивается в канал, перекрывая его на нужное значение.

Где находится РХХ

Если у вас карбюраторный двигатель, то регулятор (в этом случае его обычно называют электромагнитным клапаном холостого хода) находится сбоку на самом устройстве, приготовляющем топливно-воздушную смесь. К устройству подходит одиночный провод (второй контакт катушки-соленоида подключен к «массе» автомобиля через корпус карбюратора).

Определить местоположение датчика на инжекторном моторе не так сложно: обычно регулятор устанавливается рядом с дроссельной заслонкой и датчиком ДПДЗ, определяющего ее положение. Контактная колодка РХХ имеет четыре провода.

В большинстве случаев регулятор холостого хода прикрепляется посредством пары винтов, иногда фиксируется на корпус заслонки при помощи лака.

Если на вашей машине использован последний способ, то при демонтаже устройства соблюдайте аккуратность: лучше всего сначала демонтировать дроссельный узел.

Наиболее характерные признаки неисправности датчика холостого хода

Определить их можно сразу же после пуска двигателя: в первую очередь:

  • мотор может «схватить» и сразу же заглохнуть после успешного пуска;
  • неустойчивая работа силовой установки при ее прогреве (плавание холостых оборотов как на «холодную», так и «горячую»);
  • после пуска силовой установки ее обороты не повышаются, чтобы быстрее набрать нужные градусы;
  • после достижения двигателем штатной температуры наблюдается самопроизвольное увеличение либо уменьшение числа оборотов на холостом ходу;
  • при подключении потребителей электроэнергии – фар, отопителя, кондиционера и т. п. обороты коленвала падают, а не стабилизируются.
  • авто дергается на ходу при малых оборотах ДВС;
  • После перехода с высшей передачи на низшую или наоборот (нейтральное положение КПП), мотор может заглохнуть прямо на ходу.

Здесь стоит отметить, что все вышеперечисленные признаки могут проявляться как по отдельности, так и одновременно. При этом лампа «Check» на проблемы с датчиком холостого хода может и не реагировать (что в большинстве случаев и происходит). Если же ошибка на панели приборов высвечивается, то это говорит о неисправности ДПДЗ – датчика заслонки.

Причины неисправностей

Наиболее часто клапан не работает из-за грязи, скопившейся внутри обводного канала. Гораздо реже бывает нарушена целостность обмоток соленоида. Еще может быть:

  • несоответствие прошивки ЭБУ разновидности РХХ (характерна для инжекторных двигателей).
  • чрезмерная изношенность иглы;
  • обрыв в катушке;
  • отсутствие контактов обмотки с выводами внутри датчика.

Диагностика РХХ на карбюраторном двигателе

Найдите электромагнитный клапан, который ввернут сбоку в карбюратор. Включите зажигание и отсоедините провод от клапана, потом снова подключите. Должны быть слышны характерные щелчки. Их отсутствие (при условии наличия напряжения 12 вольт на проводе, подходящего к клапану) говорит о неисправности устройства.

Ручное диагностирование

Это простейший метод, для реализации которого потребуется помощник. Алгоритм действий:

  • вытащите из гнезда штекер РХХ;
  • демонтируйте регулятор;
  • подсоедините разъем обратно, держа в руках РХХ;
  • попросите помощника завести мотор: шток исправного устройства в момент пуска полностью войдет в соленоид, а затем выдвинется обратно на некоторое расстояние.

Данным способом можно проверить работоспособность иглы и целостность обмоток катушки. Однако невозможно определить соответствие прошивки: игла должна выходить на строго определенное расстояние. Если следовать принципу «от простого к сложному», то выше рассмотрен начальный этап тестирования. Что дальше?

Как проверить датчик холостого хода с помощью мультиметра

Потребуется тестер, измеряющий сопротивление и напряжение. Чтобы определить возможные неисправности регулятора холостого хода, прикоснитесь щупами к контактам С, D и А, В: тестер должен показать 40-80 Ом. Далее измерьте сопротивление между контактами A, D и C, D: оно будет бесконечно большим. Теперь включите зажигание и переведите мультиметр в режим измерения напряжения. Между контактами А, В и C, D напряжение должно находиться в пределах 12-20 вольт.

Диагностика РХХ на самодельном стенде

Если вы обладаете минимальным опытом пайки радиодеталей, то простейшую схему можно собрать самостоятельно. Для этого понадобятся:

  • припой с флюсом;
  • паяльник;
  • зарядное устройство от мобильного телефона;
  • неполярный конденсатор 10 мкф на напряжение не ниже 10 вольт;
  • штекерная колодка от РХХ;
  • лампочка на 6 В;
  • любой выключатель на два положения.

Данный «стенд» поможет проверить устройство с помощью импульсов. Один из выводов «зарядки» подключите через разъем к контактам А и С датчика холостого хода.

Ко второму проводу блока питания подсоедините последовательно лампочку – к ее другому контакту подключите тумблер. Параллельно его выводам припаяйте конденсатор, который одновременно нужно присоединить к контактам B и D.

Включите блок в сеть 220 В и щелкните тумблером: яркое свечение лампы говорит о неисправности регулятора, если же она горит вполнакала, РХХ в норме.

Восстановление работоспособности регулятора холостого хода

Демонтируйте устройство, предварительно отсоединив электрический разъем. Включите зажигание и убедитесь с помощью тестера или любой лампочки с двумя проводками, что на устройство поступает питание от бортовой сети.

Если здесь все в порядке, прочистите контакты ватной палочкой, обрызганной спреем WD40. Им же обработайте дополнительный канал, а также шток, пружину и иглу. Вылет последней регулирует блок управления автомобиля.

Однако в спокойном состоянии у датчика холостого хода можно проверить расстояние от конца иглы до фланца РХХ: оно составляет 23 мм.

Особенности выбора РХХ производства РФ

Оригинальное изделие имеет собственную маркировку, в которой пара последних цифр показывает совместимость устройств. Взаимозаменяемыми являются четные и нечетные числа. Например, вместо датчика, где в конце маркировки стоит 01, можно установить прибор с последними цифрами 03. То же самое относится к четным цифрам: РХХ с обозначением 02 и 04 взаимозаменяемы. Т. е вместо 01 ставить 04 нельзя.

В последнее время на рынке автозапчастей появилось множество контрафактной продукции, в т. ч. и регуляторов холостого хода. Иногда удается их опознать по характерным признакам:

  • упаковка не фирменная – нет специальных меток, штрих-кодов, голографических наклеек;
  • на корпусе датчика стикер желтый и без наружной рамки;
  • игла имеет темный оттенок;
  • на корпусе регулятора у заклепок нет шляпок, диаметр которых должен составлять 3 мм;
  • герметизирующая прокладка-кольцо очень тонкая, имеет черный цвет вместо красного;
  • пружина – белая с редкой навивкой (должна быть черной);
  • корпус короче «родного» на 1 мм.

Как заменить датчик холостого хода

Перед началом работ снимите минусовую клемму с аккумулятора. От заменяемого датчика отсоедините четырехконтактныю колодку, предварительно нажав на фиксатор из пластика (если он имеется). Выкрутите пару винтов, крепящих регулятор. Возьмите новое устройство, смажьте моторным маслом уплотнительное кольцо, пружину и шток: это увеличит срок службы регулятора.

Теперь нужно произвести калибровку вновь установленного изделия. Для этого поставьте минусовую клемму аккумулятора на место и включите зажигание на 15 секунд, не запуская двигатель. За это время блок управления произведет калибровку в автоматическом режиме. Далее заведите мотор и проверьте, как функционирует датчик на работающем силовом агрегате.

Если холостые обороты выше нормы, то процедуру нужно повторить (возможно, не один раз). При нормально работающем регуляторе холостого хода на непрогретом двигателе тахометр покажет примерно 1000 об/мин. После достижения рабочей температуры, они упадут в район 800 об/мин.

Стоит отметить, что расхождение с этими показателями может быть вызвано использованием некачественного топлива.

Источник: https://djago.ru/sistema-zazhiganiya/datchik-holostogo-hoda-zachem-nuzhen-i-kak-rabotaet/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СТО
Что такое Ванос на бмв

Закрыть