Что такое Дпдз в машине

Что следует знать о важном элементе авто — датчике положения дроссельной заслонки?

Что такое Дпдз в машине

Любой более-менее опытный автолюбитель знает, что представляет собой датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ или TPS) и какие функции он выполняет. Устройство может работать в двух положениях — открытом и закрытом. Часто бывает такое, что регулятор просто выходит из строя, доставляя этим неудобства водителю. Ниже мы рассмотрим устройство, причины поломок, а также процесс ремонта ДПДЗ.

Для чего нужен датчик положения дроссельной заслонки, на что влияет, за что отвечает, как работает на холостых оборотах и где находится? Давайте в первую очередь разберем устройство регулятора.

Устройство

Устройство регулятора положения дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонки относится к резистивным устройствам. Если вы разберете конструкцию регулятора, то сможете увидеть внутри подвижный ползунок. Этот ползунок перемещается по специальной поверхности, выполненной в дугообразной форме. Ось вращения токосъемника является совмещенной с самой заслонкой.

Когда водитель нажимает на педаль газа, положение дроссельной заслонки становится открытым, в этот момент токосъемник начинает перемещаться по поверхности резистивного компонента. Поэтому при перемещении изменяется и уровень сопротивления потенциометра.

Принцип работы

Что касается принципа работы ТПС. В тот момент, когда заслонка закрыта, уровень напряжения на регуляторе будет минимальным. Если же заслонка открывается, уровень этого параметра возрастает. Наибольший уровень напряжения достигается в результате полностью открытой ДЗ. Учитывая эти данные, которые датчик дроссельной заслонки передает блоку управления мотором, определяется наиболее оптимальный режим подачи топлива.

Место установки всех элементов заслонки

В некоторых случаях вместо потенциометра в конструкции ДПДЗ применяется специальный магниторезистивный регулятор. Это устройство состоит из чувствительного компонента, на который наносится специальный материал, а также непосредственно магнита, напрямую связанного с валом ДПДЗ. Такие регуляторы называются бесконтактными, поскольку между резистивным компонентом и магнитом отсутствует прямой контакт.

Бесконтактный ДПДЗ работает следующим образом: когда заслонка поворачивается, магнитное поле в регуляторе меняется. В этом случае меняется и уровень сопротивления чувствительного компонента — все эти данные считываются ЭБУ для определения дальнейших действий. В системе подачи топлива ДПДЗ выполняет очень важную функцию, поэтому за его работоспособностью всегда необходимо следить.

Причины и первые симптомы поломки

Если возникла необходимость настроить или отрегулировать контактный или бесконтактный ДПДЗ, для начала следует разобраться в причинах и симптомах неисправности.

Поэтому предлагаем вам узнать, как проверить датчик положения дроссельной заслонки своими силами. По сути, то, что устройство вышло из строя, сможет определить любой автолюбитель, даже начинающий, главное — это знать об основных признака.

Итак, какие существуют неисправности датчика положения дроссельной заслонки и как они проявляются?

Бесконтактный регулятор в разобранном виде

  1. Мотор транспортного средства начинает работать нестабильно. Какое-то время он функционирует нормально, после чего может просто заглохнуть на холостых оборотах.  На холостых оборотах ДВС, как правило, работает нестабильно, а при попытке снизить скорость с максимальной до холостого хода, агрегат глохнет.
  2. Еще один признак — когда водитель нажимает на педаль газа, машина сама по себе перегазовует либо, напротив, глохнет.
  3. Немаловажный признак — на первых или третьих скоростях машина как бы проваливается, резко теряется мощность, после чего может восстановиться сама.
  4. Рывки. Такой признак обычно проявляется в том случае, если сама заслонка находится в открытом состоянии.

Что касается провалов, то в этом случае настроить или отрегулировать устройство не получится — это все равно не поможет решить проблему. Такая неисправность обычно случается в том случае, если адаптация заслонки была выполнена неудачно или вместо оригинала ДПДЗ была установлена подделка.

Отдельно стоит сказать о подделках — неоригинальные устройства характерны тем, что они в большинстве случаев всегда зависят от температурного режима, поэтому им не помогает ни настройка, ни регулировка. Соответственно, если ДПДЗ будет нагреваться, уровень его питания также будет изменяться. Например, если при выключенном моторе регулятор показывает одно напряжение на выходе, то после прогрева агрегата данный параметр начнет быстро расти (автор видео — Иван Васильевич).

В свою очередь, блок управления не сможет своевременно реагировать на увеличение этого показателя, а это, так или иначе, отразится на функционировании машины, особенно при переключении скоростей. Если вы не уверены в работоспособности элемента, то проводится проверка датчика положения дроссельной заслонки.

Прост отключите зажигание, после чего сразу запустите мотор — на блоке управления покажется последний параметр питания регулятор при закрытой заслонке.

Если после повторного запуска мотор работает стабильно, то это свидетельствует о неполадках в работе ДПДЗ — эти действия помогут только на время исправить ситуацию, но заменить регулятор нужно как можно быстрее.

Регулировка

Ремонт датчика положения дроссельной заслонки — в принципе, дело не особо сложное, но для начала рекомендуем разобраться в вопросе регулировки. Процесс регулировки заключается в замере уровня сопротивления мультиметром на среднем контакте, во время регулировки зажигание должно быть включено.

Для того, чтобы произвести регулировку контактного или бесконтактного регулятора, выполните следующие действия (инструкция приведена на примере двигателей QG):

  1. Вакуумное устройство необходимо разрядить, для этого его можно зажать или использовать компрессор. Вакуумник есть не на всех автомобилях.
  2. Затем для регулировки отключается разъем датчика.
  3. Вам необходимо замерить цепь между первым и вторым контактом. Установите щуп толщиной 0.1 мм между упорным болтом и сами регулятором — прибор должен показать, что цепь есть, уровень сопротивления должен составить 0 Ом.
  4. Затем установите щуп 0,25 мм между в то же самое положение — в этом случае цепь может прерваться, сопротивления на ней не должно быть.

Запрос вернул пустой результат.

Если цепь прерывается на другом показателе, то устройству необходима регулировка. Чтобы правильно выполнить регулировку, ослабьте винт фиксации ДПДЦ с помощью гаечного ключа. Путем вращения регулятора необходимо добиться того, чтобы при замере вы получали соответствующие параметры. После регулировки и затяжки датчика необходимо проверить все параметры еще раз.

Если регулировка выполнена верно, то выполните следующие действий:

  1. Регулятор холостого хода необходимо переключить в положение OFF, при этом ключ в замке зажигания должен быть на ON. Разъем ДПДЗ отключается и опять подключается.
  2. Заведите мотор, оцените работу холостого хода. Если все в порядке, то регулировка произошла успешно.

Ремонт и замена

Что касается ремонта, то обычно это процедуре на контактных и бесконтактных датчиках подвергаются резистивные слои. Своими силами произвести ремонт невозможно, только с помощью оборудования на специализированных станциях, и то, не всегда.

Наиболее оптимальным вариантом будет замена датчика положения дроссельной заслонки и установка нового регулятора:

  1. Отключите питание от электронного блока мотора.
  2. Открутите все необходимые крепления и фиксаторы.
  3. Демонтируйте старый ДПДЗ и установите новый.
  4. Сначала новый датчик подключается к блоку управления, затем — включается питание. Такой порядок очень важен.

Самое главное — это приобрести оригинальный регулятор, поскольку при использовании менее качественных аналогов вы столкнетесь с вышеописанными проблемами. Покупайте устройства у дилеров или в магазинах, но не на рынках.

«Процесс замены датчика в домашних условиях»

Как не допустить ошибок при замене ДПДЗ — узнайте из видео ниже (автор видео — Дмитрий Мазницын).

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Источник: https://labavto.com/elektronika/sensor/datchik-polozheniya-drosselnoj-zaslonki/

Основные признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки ВАЗ: как проверить ДПДЗ и заменить датчик

Что такое Дпдз в машине

В современных автомобилях автоматические настройки и контроль различных его систем осуществляются  посредством электронных и электромеханических устройств. Такие устройства могут иметь как довольно сложную и дорогостоящую конструкцию (например, ЭБУ двигателем), так и простое и функционально не сложное устройство. Что касается ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки), данное решение  относительно простое.

Однако, в случае выхода такого датчика из строя, возникают проблемы при эксплуатации ТС. Далее на примере автомобиля ВАЗ мы рассмотрим датчик заслонки, типы указанных датчиков, принцип работы, а также признаки неисправности ДПДЗ и методы их устранения.

Датчик положения дроссельной заслонки ВАЗ: назначение и неисправности

Как уже было сказано выше, независимо от конструктивных особенностей, сбой в работе того или иного электронного устройства может привести к нестабильной работе систем автомобиля. В отдельных случаях такие неполадки могут привести к дорогостоящему ремонту.

По этой причине качественное техническое обслуживание и соблюдение правил эксплуатации  позволяет  избежать серьезных проблем и сбоев в работе автомобиля в целом. Учитывая технические и эксплуатационные особенности ДПДЗ, важно не только правильно диагностировать поломку, но и  своевременно ее устранить.

Итак, дроссельная заслонка ВАЗ — один из узлов системы питания, принимающий участие в «приготовлении»  рабочей топливно-воздушной смеси, а также регулирующий впрыск топлива во впускной коллектор автомобиля.

Основные составляющие датчика заслонки автомобиля ВАЗ:

  • корпус;
  • привод дроссельной заслонки;
  • датчик ДПДЗ и датчик регулировки холостого хода;
  • блок управления дроссельной заслонки.

Так вот, с целью приготовления качественной  топливной смеси для корректной работы ДВС, контроллер (ЭБУ) снимает показания с нескольких электронных датчиков, установленных на двигателе автомобиля. Одним из таких датчиков является датчик положения дроссельной заслонки.

Принцип работы ДПДЗ заключается в определении угла открытия дроссельной заслонки в определенный момент времени и передачи информации на ЭБУ автомобиля. Другими словами, благодаря ДПДЗ ЭБУ может понять, насколько сильно водитель жмет на газ, на какой угол открыта заслонка и т.д.   

Что такое ДПДЗ: место расположения и типы

Место расположения датчика определено его функциональным назначением. Конструктивно, для  снятия показаний, датчик должен быть закреплен на корпусе дроссельной заслонки. Как правило,  он стоит со стороны, противоположной приводу дроссельной заслонки и имеет жесткую механическую связь с ее осью.

Различают несколько видов ДПДЗ ВАЗ:

  • пленочно-резистивный датчик дроссельной заслонки ВАЗ (конструктивно простые потенциометры, они «ходят» до 50 -60 тысяч километров);
  • бесконтактный ДПДЗ (магниторезистивный). Работают по принципу, основанному на эффекте Холла, сок службы от 100 тыс. км и более;

Датчик дроссельной заслонки ВАЗ: принцип работы

Датчик, реагируя на открывание либо закрывание оси дроссельной заслонки, меняет свое сопротивление, при этом напряжение на сигнальном контакте меняется от 0.7В до 4В.

В свою очередь, ЭБУ двигателя автомобиля анализирует сигналы, поступающие от контроллера, фиксирующего изменения напряжения на сигнальном контакте.

При правильной работе дроссельной заслонки регулировка количества топлива, поступающего для формирования топливной смеси, происходит в штатном режиме.При этом малейший сбой в работе ДПДЗ может привести к подаче топлива больше либо меньше необходимого количества. Результатом такого сбоя может стать серьезное нарушение в работе  ДВС автомобиля.

Признаки неисправности дроссельной заслонки

Нарушение функциональности дроссельной заслонки может быть связано с поломками  ДПДЗ или блока управления заслонки,  с износом  прокладки дроссельной заслонки и др. Датчик положения дроссельной заслонки имеет следующие признаки неисправности:

Также, если сбоит дроссельная заслонка, признаки неисправности по типу установленных датчиков помогают быстрее локализовать проблему. Рассматривая ДПДЗ, признаки неисправности пленочно-резистивных типов связаны с износом резистивного слоя (механический износ датчика либо попадание грязи на рабочую поверхность).

Что касается бесконтактных ДПДЗ, признаки неисправности бесконтактных (магниторезистивных) типов связаны с механической поломкой движущегося узла заслонки либо с возникшим сбоем в  работе электронного преобразователя магнитных сигналов  в постоянное напряжение.

Обратите внимание, при возникновении первых признаков возможных неисправностей дроссельной заслонки, необходимо в первую очередь проверить датчик положения дроссельной заслонки.

Проверка ДПДЗ и его замена

Для проверки датчика  положения дроссельной заслонки необходим мультиметр. Значения снимаемого с датчика напряжения и сопротивления должны находиться в пределах допустимых норм, прописанных в технической документации автомобиля.

Порядок выполняемых действий для проверки датчиков, устанавливаемых  на разные модели автомобилей, практически одинаков.

Этапы проверки:

  • заглушив двигатель, устранить препятствия для доступу к датчику;
  • отключить провода, идущие к ДПДЗ и определить назначение контактов питания, массы и сигнала для блока управления;
  • завести ДВС автомобиля, подключив клеммы мультиметра «+» к контакту питания, а  «- » к контакту масса, после чего замерить напряжение;
  • выключив зажигание, при закрытой заслонке, переключить мультиметр в режим замера сопротивления, измерить сопротивление между контактом массы и сигнала для контроллера;
  • открыв заслонку, повторить измерения сопротивления.

Важно учитывать, что числовые показатели замеров будут зависеть от типа датчика и модели автомобиля. Отклонение от допустимых норм свидетельствует о поломке датчика. Рекомендуем также прочитать статью о том, как почистить дроссельную заслонку. Из этой статьи вы узнаете, для чего нужна чистка дросселя, а также как правильно чистить дроссельную заслонку и что нужно учитывать в рамках выполнения данной процедуры.

Если проблема выявлена, тогда нужно знать, как заменить датчик положения дроссельной заслонки. Замена датчика дроссельной заслонки выполняется следующим образом:  

  • сначала производится демонтаж неисправного датчика (выключив зажигание и сняв разъем датчика, следует открутить крепежные винты);
  • затем осуществляется установка нового датчика (отсоединив торец оси заслонки с местом посадки датчика, повернув его по кругу, совместив отверстия и вкрутив крепежные винты, надеть разъем);
  • далее делается сброс ошибок неисправности из памяти ЭБУ (сняв клемму аккумулятора минимум на 8 часов память ЭБУ обновиться);
  • после может требоваться регулировка датчика (при необходимости). 

Что в итоге

Как видно, даже такое простое устройство, как ДПДЗ, может влиять на работу двигателя. Более того, при малейших признаках неисправности ДПДЗ необходимо как можно быстрее диагностировать датчик и устранить поломку.  Дело в том, что ездить с неисправным датчиком заслонки попросту опасно.

Рекомендуем также прочитать статью о том, почему плавают обороты двигателя на горячую. Из этой статьи вы узнаете, по каким причинам обороты плавают на прогретом двигателе, а также как обнаружить и устранить данную неисправность. Напоследок отметим, что при выборе нового датчика для замены оптимально приобретать такое устройство, которое уже стояло на машине (при условии, что датчик родной и оригинальный). Также можно подобрать и качественные аналоги, однако в этом случае нужна консультация со специалистом.

Источник: http://KrutiMotor.ru/datchik-polozheniya-drosselnoj-zaslonki-vaz-priznaki-neispravnostej-diagnostika-zamena-dpdz-vaz/

Датчик положения дроссельной заслонки

Что такое Дпдз в машине

Для автомобилистов одной из важных характеристик транспортного средства является расход топлива. На количество топливно-воздушной смеси, которое поступает в камеры сгорания, а если точнее, на количество воздуха в смеси напрямую влияет работа дроссельной заслонки.

ДЗ – располагается под капотом между воздушным фильтром и впускным коллектором ДВС с впрыском топлива.

В начале 21 века на автомобили с электронным управлением впрыска начали устанавливать датчик положения дроссельной заслонки, с целью установления точной дозировки смеси и оптимизации расхода относительно положения педали акселератора.

Что такое датчик положения дроссельной заслонки, принцип его работы, конструкция?

Работа дроссельной заслонки ориентируется на регулировку давления воздуха во впускной системе. Основываясь на принципе работы клапана, во время того как заслонка открыта – давление в системе сравнимо с атмосферным, после закрытия – в системе образуется вакуум.

Датчик положения дроссельной заслонки устанавливается в системе питания на оси заслонки и регулирует скорость ее работы. Если рассматривать конструкцию датчика, можно сказать, что это потенциометр, который управляет изменениями напряжения. Прибор относится к резистивным и в его устройстве находится активный ползунок; имеет три вывода: подача напряжения, масса и управление двигателем.

Во время того, как дроссельная заслонка находится в закрытом положении напряжение датчике минимально. Увеличение напряжение происходит пропорционально открытию заслонки, и в крайней позиции достигает порядка 5В. Блок управления двигателем, основываясь на полученных данных датчика, способен дать оценку движениям дроссельной заслонки и, при необходимости, изменяет характер ее работы, изменяя впоследствии момент и количество топливно-воздушной смеси, зажигание.

В некоторых случаях вместо потенциометра устанавливают магнитно-резистивный датчик, который состоит из статичного магнита (размещается на вале заслонки), элемента с электронной чувствительностью из магниторезистивного материала. Считается бесконтактным, поскольку отсутствует механическая связь. Работа бесконтактного датчика основана на магнитных волнах при повороте оси заслонки с изменением сопротивления.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему панель в машине называется торпедо

Типы датчиков положения ДЗ

На сегодняшний день автомобильная промышленность представляет два типа датчиков:

  • Контактный потенциометр. Используется всеми производителями транспортных средств. В конструкции имеет ползунок и резистивные дорожки. Жестко крепится на патрубке дросселя и соединяется с осью. Работает на основе динамики напряжения, что способствует коррекции ЭБУ подачи топлива. При давлении на акселератор дроссель открывается, что разворачивает ось и перемещает ползунок, изменяя протяжность резистивных дорожек электрической цепочки.
  • Бесконтактный. Производится как альтернативный вариант потенциометра. Работает на основе динамического изменения влияния магнитного поля. Бегунок не контактирует с рабочей частью, поскольку имеет постоянный магнит. На изменения реагирует электронный элемент. Считается, что такие датчики более долговечны и реже ломаются. Однако стоит учесть, что и стоят они на порядок выше.

Считается, что магниторезистивные датчики более долговечны и реже ломаются. Однако стоит учесть, что и стоят они на порядок выше.

Виды неисправностей ДПДЗ

Проблемы работы датчика дросселя связаны с его конструкторским устройством, и в целом характерны для большей части переменных резисторов. Автолюбители выделяют три основные проблемы:

  1. Износ подвижного контакта или пленочного сопротивления.
  2. Люфт креплений.
  3. Окисление активных контактов.

В процессе работы подвижного контакта и взаимодействии с пленочным сопротивлением возникает постоянное трение, которое при длительном воздействии изнашивает как резистивный слой, так и непосредственно поверхность активного контакта.

Практика показывает, что степень износа напрямую зависит от стиля вождения и проявляется крайне неравномерно.

Из-за этого только в некоторых местах образуются места, где активный контакт не достает до резистивного слоя, провоцируя исчезновение напряжения на выводе датчика положения дросселя.

В таком случае в старых инжекторных транспортных средствах снижается подача топлива и повышается риск детонации двигателя. В современных инжекторных ДВС система блокирует работу силового узла и активирует индикатор «check engine».

Окисление рабочих контактов возникает исключительно при условии повышенной влажности под капотом. В итоге сопротивление может повыситься, а электрический контакт полностью разорваться.

Причины и признаки поломок датчика

Определить неисправную работу датчика дросселя можно по нескольким «симптомам»:

  1. Падение общей мощности ТС;
  2. Увеличенный расход топлива;
  3. Поздний отклик после нажатия на педаль газа;
  4. Неустойчивая работа холостого хода;
  5. Разгон сопровождается резкими рывками.

Подобные признаки могут наблюдаться и при поломках некоторых других элементов подкапотного пространства, поэтому перед началом мер по исправлению проблемы необходимо произвести проверку работы ДПДЗ. В целом причин поломок датчика дросселя несколько:

  • Деформация напыления основы в начале работы активного ползунка, из-за чего напряжение выхода не может линейно расти;
  • Неисправность сердечника. Поломка хотя бы одного наконечника провоцирует образование задиров и зазубрин на основе подложки, что приводит к выходу из строя оставшихся наконечников. В результате – контакт полностью исчезает.

Провалы автомобиля при работе на 1–3 передачах могут свидетельствовать о неправильной адаптации дроссельной заслонки или некачественном датчике. Неоригинальные устройства очень зависимы от температуры. Тогда, чем больше корпус подвергается нагреванию, тем чаще меняется выходной показатель.

Диагностика работы ДПДЗ

Диагностировать работу датчика и дросселя можно собственными силами. Для этого необходимо под капотом создать легкий доступ к устройству (по большому счету, достаточно снять воздуховоды фильтра с патрубка и убрать шланги вентиляции).

После этого необходимо разъединить контактные провода датчика положения дроссельной заслонки, обнажив три основных контакта (обязательно понимать какой контакт за что отвечает). Далее заводим двигатель и подсоединяем положительную клемму мультиметра к питанию, а отрицательную к массе. После включения тестера и проведения замеров, показатель должен варьироваться от 4 до 6 Вольт.

После выключения зажигания измерения проводят, переключив мультиметр для измерения сопротивления. Тесты проводятся при закрытой заслонке, чтобы получить достоверные данные о сопротивлении между массой и сигналами для ЭБУ. Нормой считаются данные 0,8–1,2 кОм. Подобный тест необходимо повторить при открытом дросселе (норма данных 2,3–2,7 кОм).

Если полученные данные отличаются от диагностической нормы, можно смело делать вывод о неисправности и потребности в замене датчика. Некоторые автомобили имеют собственный эталон показателей. Ознакомиться с ним можно на официальном сайте компании производителя, на форумах или в техническом руководстве ТС.

Замена датчика положения дросселя и регулировка нового устройства

В большинстве случаев заменить датчик достаточно просто и можно обойтись своими силами. Вся процедура состоит из трех основных частей: демонтаж старого неисправного устройства, установка нового ДПДЗ, сброс ошибки из памяти ЭБУ. В некоторых случаях потребуется произвести регулировку нового девайса.

Действия необходимо проводить при выключенном зажигании, при обесточенном датчике. Раскручиваем два винта крепления, и снимаем разъем с устройства. Ура, старый датчик снят.

Для установки нового датчика необходимо осторожно соединить торец оси дросселя с посадочным местом устройства. Отверстия должны быть совмещены во время поворота устройства по кругу. Далее необходимо вкрутить винты крепления и закрепить разъем.

Чтобы правильно сбросить ошибку из контроллера ЭБУ необходимо оставить отключенные клеммы от аккумулятора не менее чем на 8 часов. Приблизительно за такой срок память контроллера должна обнулиться.

Самым надежным вариантом, если первый способ не помог, будет обратиться в сервис, где при помощи мотортестера проблема будет исправлена.

С другой стороны, можно рискнуть продолжить использовать транспортное средство в «щадящем режиме», уповая на то, что рано или поздно ЭБУ самостоятельно сбросит ошибку.

Регулировка нового датчика положения дросселя

В большинстве случаев, современные датчики необходимо настроить после установки в автомобиль. Для этого после монтажа следует полностью закрыть заслонку и подключить щупы мультиметра к массе и выходу ДПДЗ. Устройство должно находиться в режиме вольтметра, и подключаться относительно полярности. Далее датчик поворачивается так, чтобы тестер показал минимальное напряжение. В подобном положении датчик необходимо плотно закрепить.

Иногда, после этого можно заметить завышенные холостые обороты. В подобном случае требуется провести «обучение» ЭБУ новым настройкам датчика.

Для этого на 20–25 минут сбрасываются клеммы с аккумулятора, и устанавливаются обратно только при закрытой дроссельной заслонке. Далее на несколько секунд включается зажигание, но не заводится двигатель. Спустя 15–20 секунд работы зажигания его можно выключить.

Процедуру необходимо повторить по второму кругу. За это время контроллер ЭБУ успеет сохранить новые параметры датчика.

Подробно обзнакомиться с проблемой и способами ее устранения можно на видео в сети:

Главное, при замене датчика положения дросселя использовать исключительно оригинальные устройства хорошего качества. Предметы низшей пробы могут поддаваться воздействию температуры и искажать данные.

Источник: https://pricurivatel.ru/datchik-polozheniya-drosselnoj-zaslonki.html

Признаки и причины неисправности датчика положения дроссельной заслонки. Почему может отказать ДПДЗ

Неисправности датчика дроссельной заслонки приводят к нестабильной работе двигателя автомобиля.

Что ДПДЗ работает не корректно можно понять по таким признакам: нестабильные холостые, снижение динамики авто, повышенный расход топлива и другие подобные неприятности.

Основной признак тому, что датчик положения дроссельной заслонки неисправен, являются скачущие обороты. А главной тому причиной — износ контактных дорожек датчика заслонки дросселя. Однако есть и ряд других.

Проверка датчика положения дроссельной заслонки достаточно проста, и под силу даже начинающему автолюбителю. Для этого нужен лишь электронный мультиметр, способный измерять постоянное напряжение. При выходе датчика из строя ремонт его, чаще всего, невозможен, и это устройство просто меняют на новое.

:

  • Симптомы неисправности ДПДЗ
  • Причины поломки датчика
  • Как проверить ДПДЗ

Признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки

Перед тем как перейти к описанию симптомов поломки ДПДЗ, имеет смысл вкратце остановиться на вопросе, на что влияет датчик положения дроссельной заслонки. Необходимо понимать, что основная функция указанного датчика состоит в определении угла, на который повернута заслонка.

От этого зависит угол опережения зажигания, расход топлива, мощность двигателя, динамические характеристики машины.

Информация от датчика попадает в электронный блок управления двигателем, и на ее основании компьютер посылает команды о количестве подаваемого топлива, угле опережения зажигания, что способствует образованию оптимальной топливовоздушной смеси.

Соответственно, неисправности датчика положения дроссельной заслонки выражаются в следующих внешних признаках:

  • Нестабильные, «плавающие», обороты холостого хода.
  • Двигатель глохнет во время переключения передач, либо после перехода с какой-либо передачи на нейтральную скорость.
  • Мотор может произвольно заглохнуть при работе на холостом ходу.
  • Во время езды имеются «провалы» и рывки, в частности, при разгоне.
  • Ощутимо снижается мощность двигателя, падают динамические характеристики автомобиля. Что очень заметно на показателях динамики разгона, проблемах при езде на машине в гору, и/или при ее значительной загрузке или буксировке прицепа.
  • На приборной панели активируется (загорается) сигнальная лампа Check Engine. При сканировании ошибок из памяти ЭБУ диагностический прибор показывает ошибку р0120 или другую, связанную с датчиком положения дроссельной заслонки и ее неисправностью.
  • В некоторых случаях отмечается повышенный расход топлива автомобилем.

Здесь же стоит отметить, что перечисленные выше признаки могут указывать и на проблемы с другими узлами двигателя, в частности, на неисправность дроссельной заслонки. Однако в процессе выполнения диагностики имеет смысл также проверить и датчик ДПДЗ.

Причины неисправности ДПДЗ

Существуют два типа датчиков положения дроссельной заслонки — контактный (пленочно-резистивный) и бесконтактный (магниторезистивный). Чаще всего из строя выходят именно контактные датчики. Их работа основана на движении специального ползунка по резистивным дорожкам. Со временем они изнашиваются, из-за чего датчик начинает выдавать некорректную информацию на ЭБУ. Итак, причинами поломки пленочно-резистивного датчика может быть:

  • Потеря контакта на ползунке. Это может быть вызвано как просто его физическим износом, так и обломом наконечника. Может попросту износиться резистивный слой, из-за чего также пропадает электрический контакт.
  • Не повышается линейное напряжение на выходе датчика. Такая ситуация может быть вызвана тем, что напыление основы стерлось практически до основания в том месте, где начинается движение ползунка.
  • Износ шестерен привода ползунка.
  • Обрыв проводов датчика. Это могут быть как питающие, так и сигнальные провода.
  • Возникновение короткого замыкания в электрической и/или сигнальной цепи датчика положения дроссельной заслонки.

Что касается магниторезистивных датчиков, то у них нет напыления из резистивных дорожек, поэтому его поломки сводятся, в основном, к обрыву проводов или возникновению в их цепи короткого замыкания. А методы проверки у одного и другого типа датчиков аналогичные.

В любом случае ремонт вышедшего из строя датчика вряд ли возможен, поэтому после выполнения диагностики необходимо попросту заменить его на новый. При этом желательно использовать бесконтактный датчик положения дроссельной заслонки, поскольку такой агрегат имеет гораздо более длительный срок службы, хоть и стоит дороже.

Как определить неисправность датчика дроссельной заслонки

Проверка ДПДЗ сама по себе несложная, и все что понадобится, это электронный мультиметр, способный измерять постоянное напряжение. Итак, чтобы проверить неисправность ДПДЗ, необходимо действовать по приведенному далее алгоритму:

  • Включите зажигание автомобиля.
  • Отсоедините фишку от контактов датчика и с помощью мультиметра удостоверьтесь, что на датчик подходит питание. Если питание есть — продолжайте проверку. В противном случае необходимо «прозвонить» питающие провода с тем, чтобы найти место обрыва либо другую причину, почему не подходит напряжение на датчик.
  • Минусовый щуп мультиметра установить на «массу», а плюсовой — на выходной контакт датчика, с которого информация идет на электронный блок управления.
  • При закрытой заслонке (соответствует полностью отжатой педали акселератора) напряжение на выходном контакте датчика не должно превышать значения 0,7 Вольта. Если полностью открыть заслонку (полностью выжать педаль акселератора), то соответствующее значение должно быть не менее 4 Вольт.
  • Далее нужно вручную открывать заслонку (вращать сектор) и параллельно следить за показаниями мультиметра. Они должны плавно повышаться. Если соответствующее значение поднимется скачкообразно, то это говорит о том, что в резистивных дорожках имеются потертые места, и такой датчик нужно заменить на новый.

Владельцы отечественных ВАЗов зачастую сталкиваются с проблемой неисправности ДПДЗ по причине низкого качества проводов (в частности, их изоляции), которыми штатно комплектуются эти машины с завода. Поэтому рекомендуется их заменить на более качественные, например, производства ЗАО «ПЭС/СКК».

Ну и, конечно же, необходимо выполнить проверку с помощью диагностического прибора, наподобие ELM327 или его аналога. Сканер точно укажет номер ошибки, а также определит, есть ли еще проблемы у автомобиля, возможно в других системах.

Самая распространенная ошибка, связанная с датчиком положения дроссельной заслонки имеет код р0120 и расшифровывается как «Неисправность цепи датчика/выключателя «A» положения дроссельной заслонки/педали». Другая возможная ошибка р2135 имеет название «Несовпадение показаний датчиков №1 и №2 положения дроссельной заслонки».

После замены датчика на новый нужно обязательно стереть информацию об ошибке из памяти ЭБУ программно, либо просто на несколько секунд снять с аккумуляторной батареи минусовую клемму. Однако воспользоваться программой предпочтительнее.

Заключение

Неисправность датчика положения дроссельной заслонки — поломка не критическая, однако ее нужно диагностировать и исправить как можно быстрее. В противном случае двигатель будет работать при значительных нагрузках, что приведет к сокращению его общего ресурса. Чаще всего ДПДЗ выходит из строя просто из-за банального износа и восстановлению не подлежит. Поэтому его нужно просто заменить на новый.

Не нашли ответ на свой вопрос?

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

Источник: https://etlib.ru/blog/1151-neispravnosti-datchika-drosselnoj-zaslonki

Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ, признаки неисправности, как проверить и отрегулировать, замена и ремонт своими руками

Бензиновый двигатель внутреннего сгорания на данное время является наиболее применяемым в автомобилестроении. Естественно, не стоят на месте и технологии, по которым разрабатываются двигатели. Прорывом стало применение систем принудительного впрыска топлива. Эта технология позволила отойти от использования традиционного карбюратора в пользу более экономичного инжектора. Это решение повлекло за собой проблему синхронизации открытия дроссельной заслонки с обогащением горючей смеси.

Решение нашлось в использовании датчика, который смог бы фиксировать положение заслонки и передавать данные на управляющий блок или бортовой компьютер. Собственно, тематика статьи и посвящена этому маленькому прибору, его назначению и принципу работы. Также предлагается рассмотреть причины и симптомы неисправности датчика положения дроссельной заслонки.

Датчик положения дроссельной заслонки

Принцип работы датчика положения дроссельной заслонки

Суть работы ДПДЗ можно сформулировать одним предложением – датчик преобразует значение угла положения дроссельной заслонки в электрический сигнал, сила которого меняется в зависимости от степени открытия заслонки. Сигнал поступает на электронный блок управления, который в свою очередь задает необходимые параметры на контроллер системы впрыска топлива. При нормальном функционировании датчика двигатель выходит на наиболее оптимальный и экономичный режим работы.

Существуют два вида производимых датчиков:

Контактный ДПДЗ

Принцип работы этого прибора построен по принципу реостата, переменного резистора или потенциометра. Датчик непосредственно связан с осью заслонки и при ее круговом движении перемещаются и контакты.

Контакты располагаются на дорожках из резистивного материала, количество дорожек обычно от 2 до 6, все зависит от производителя.

При перемещении контактов по дорожкам с большим удельным сопротивлением изменяется показатель напряжения, что и является уже адаптированным сигналом для системы управления.

Достоинства: конструктивно прост, быстро тестируется на предмет поломки.

Недостатки: наличие постоянно трущихся частей.

Бесконтактный ДПДЗ

Работа этого устройства построена на использовании эффекта Холла, другими словами в этой системе уже нет традиционных контактов (собственно, откуда и название). На месте подвижных контактов датчика расположен эллипсный постоянный магнит, а в корпусе расположен интегральный датчик Холла, который считывает изменения магнитного поля при перемещении магнита, и преобразует значение показаний в электрический сигнал.

Достоинства: отсутствие трущихся частей, возможность программирования, увеличенный рабочий ресурс.

Недостатки: очень сложно определить неисправность без соответствующего оборудования.

Основные виды неисправностей ДПДЗ

Примечательно, что датчик положения дроссельной заслонки относительно прост. Это утверждение приводит к следующему – основной причиной неисправности датчика положения дроссельной заслонки является использование низкокачественных материалов при его производстве.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько весит газ 3307 бортовой

Если говорить более предметно, то наиболее распространенные неисправности следует рассматривать в зависимости от конструктивного вида прибора:

Возможные неисправности контактного датчика положения дроссельной заслонки

  • Потеря (ослабление) контакта между подвижными клеммами и резистивными дорожками;
  • Приход в негодность самих дорожек;
  • Выход из строя сопротивления(й), включенных в схему датчика.

Возможные неисправности бесконтактного датчика положения дроссельной заслонки

  • Выход из строя программируемого интегрального датчика Холла.

Диагностика неисправности датчика

Если ДПДЗ выходит из строя – это сразу отражается на работе двигателя. Проблема в том, что эти перебои можно воспринять за неисправность других систем автомобиля, к примеру, системы зажигания.

Автовладельцы очень часто путают симптомы неисправности датчика с другими поломками и пытаются чинить не то, что надо. Также примечательно, что нет однозначных признаков неисправности.

Проверка датчика положения дроссельной заслонки целесообразна при предложенных видах перебоев в работе двигателя:

  • Двигатель глохнет на холостом ходу;
  • Повышенные обороты холостого хода;
  • Провалы в динамике увеличения оборотов двигателя при нажатии на педаль газа;
  • Повышенный расход топлива;
  • Проблемы при запуске двигателя;
  • Хлопки в выпускном коллекторе;
  • Срабатывание индикатора Check Ingine на приборной панели.

Это важно! Как утверждают специалисты, первыми признаками неисправности, на которые следует обратить внимание, это «плавание» оборотов двигателя на холостом ходу.

Как проверить датчик положения дроссельной заслонки, порядок действий:

  1. Организовать свободный доступ к ДПДЗ. Для этого возможно придется снять воздушный фильтр и патрубки воздуховода, все зависит от модели автомобиля;
  2. Определить какого типа датчик установлен (контактный или бесконтактный);
  3. Снять электрическую соединительную фишку с разъема датчика, при этом обнаружатся три контакта: масса, питание и контакт выходного напряжения. Примечание! Дальнейшие действия касаются только контактных датчиков;
  4. Для тестирования понадобится мультиметр. Сначала необходимо проверить напряжения между питанием и массой. В зависимости от модели авто оно может быть 12В или 5В;
  5. Следующий шаг – замер напряжения между выходным контактом и массой. При закрытой заслонке напряжение датчика составляет примерно 0,7В, а при максимальном – около 5В. Эти показатели стандартные и разбег значений не должен составлять более 0,5В. Далее руками необходимо плавно менять положение заслонки, при этом показания тестера должны соответственно увеличиваться или наоборот. Таким образом, можно определить зоны, где контакт отсутствует или недостаточен;
  6. Еще целесообразно замерить сопротивление. Это надо делать без подключения к электросети автомобиля. Замер производится между выходным контактом и массой. При закрытой заслонке среднее значение сопротивления составляет около 2,5кОм, а при открытой 1кОм. При этом разбег значений должен находиться в пределах 0,2кОм.

Как проверить и настроить датчик положения дроссельной заслонкиПроверка регулировки датчика положения дроссельной заслонки

Внимание! На некоторых моделях размещены 4 контакта, добавлена клемма холостого хода.

Бесконтактный датчик положения дроссельной заслонки тестируется на специальном оборудовании. Самостоятельно возможно проверить только напряжение и его динамику при изменении положения дроссельной заслонки, но эти действия не всегда помогают в точном определении поломки датчиков подобного типа.

Замена ДПДЗ

Сразу следует заметить, что ремонт датчика положения дроссельной заслонки малоэффективен вследствие его низкой стоимости. В среднем контактный датчик рассчитан на 50000км пробега автомобиля, бесконтактные приборы увеличивают продолжительность работы в несколько раз. В принципе, все действия по ремонту можно свести к очистке засорившихся контактов, их желательно промыть спиртом.

Замена датчика положения дроссельной заслонки – наиболее разумное решение. Тем более, что эта несложная операция доступна любому автолюбителю с более или менее прямыми руками. Но существуют некоторые нюансы, на которые все же стоит обратить внимание:

  • При замене следует обратить внимание на целостность пыльника, при необходимости его также потребуется заменить;
  • При совмещении зацепов на оси заслонки с пазами подвижной части датчика, корпус следует проворачивать по часовой стрелке. После входа в пазы, корпус датчика проворачивается против часовой стрелки до совмещения крепежных отверстий для болтов;
  • Все действия необходимо производить при скинутых клеммах аккумулятора, иначе блок управления запомнит ошибку, и индикатор Check Ingine будет гореть даже при новом датчике. Для сброса информации достаточно обесточить систему на 15 – 20 минут.

Замена датчика положения дроссельной заслонки на ВАЗ-2108 и ВАЗ-21099

После установки, возможно, понадобятся дополнительные регулировки, как отрегулировать датчик положения дроссельной заслонки читайте ниже:

  • При распущенных крепежных болтах корпус датчика должен иметь некоторый свободный ход вокруг своей оси, если таковой отсутствует, то надфилем следует сделать соответствующие пропилы;
  • При включенном зажигании и присоединенном мультиметре вращением добиваются оптимального значения выходного напряжения в 0,7В (при полностью закрытой заслонке);
  • После опять сбрасываются клеммы с аккумулятора на 15 -20 минут;
  • Потом на 10 – 20 секунд включается зажигание без запуска двигателя. Это необходимо для «запоминания» электронным блоком новых параметров датчика;
  • Для запуска двигателя необходимо полностью выключить зажигание и только потом повторно его включать.

В завершении можно сделать несколько выводов:

  • Не приобретайте неоригинальных датчиков, дешевые приборы могут искажать показания при нагреве;
  • Бесконтактный датчик, хоть и стоит дороже, но работает более надежно и долго в сравнении с контактным.

Если действия, связанные с датчиком, не дали положительных результатов – целесообразно обратиться к профессиональному автоэлектрику.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Источник: https://SwapMotor.ru/ustrojstvo-dvigatelya/datchik-polozheniya-drosselnoj-zaslonki.html

Симптомы неисправности датчика дроссельной заслонки и его проверка

Работой двигателя современного авто полностью управляет электроника. Контроллер собирает показания нескольких датчиков, готовит смесь топлива с воздухом и подает в цилиндры в нужном количестве.

Поломка любого из этих измерителей влечет проблемы с мотором: сбои, повышенный расход горючего и потерю мощности.

В данной публикации предлагается рассмотреть признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки (сокращенно – ДПДЗ), поскольку он чаще остальных выходит из строя, заставляя автолюбителей нервничать и искать неполадки в силовом агрегате.

Расположение и принцип действия измерителя

Датчик устанавливается на блоке дроссельной заслонки и механически соединяется с ее осью. Благодаря этому прибор способен решать 3 задачи:

  • сообщать контроллеру, на какой угол открыт дроссель в данный момент;
  • сигнализировать о полном закрытии подачи воздуха (водитель отпустил педаль акселератора);
  • отслеживать скорость открытия заслонки.

На основании этой информации электронный блок управления силовым агрегатом (ЭБУ) принимает решение об увеличении или уменьшении топливоподачи и впрыске горючего для интенсивного разгона при резком нажатии на педаль газа.

Справка. На автомобили ставятся ДПДЗ двух типов: резистивные и бесконтактные. Первые дешевле и потому встречаются на всех бюджетных машинах. Вторые надежнее и дороже, устанавливаются на авто средней и высокой ценовой категории.

Алгоритм работы резистивного датчика следующий:

  1. На холостом ходу заслонка закрыта и воздух идет в мотор по отдельному каналу. Напряжение на выходе прибора не превышает 0,5 вольт, контроллер подает горючее для поддержания холостых оборотов двигателя.
  2. Когда водитель нажимает педаль газа, ползунок датчика перемещается по пленке с резистивным напылением. Сопротивление электрической цепи, куда последовательно включен прибор, уменьшается.
  3. ЭБУ «видит» рост напряжения в цепи измерителя, делает расчет, готовит топливовоздушную смесь в требуемом количестве и подает ее в цилиндры. Максимальный вольтаж при полностью открытом дросселе составляет около 4,5 В.
  4. Когда шофер резко давит педаль акселератора, контроллер отмечает аналогичный скачок напряжения и выдает порцию обогащенной смеси для динамичного разгона.

Примечание. Значения рабочего напряжения указаны для распространенного российского авто – ВАЗ 2110.

Бесконтактный датчик положения дросселя функционирует идентично. Разница заключается в способе воздействия на электрическую цепь. Резистивный прибор меняет сопротивление при помощи ползунка, движущегося по пленке, а бесконтактный – за счет магнитно-резистивного эффекта. Благодаря такому принципу действия ДПДЗ служит значительно дольше и не создает проблем хозяину машины.

Симптоматика неисправности датчика

В главном блоке управления заложена программа: если один из важных измерителей прекращает работу, топливовоздушная смесь готовится и подается по усредненным показателям, а на приборной панели включается предупреждающее табло Check Engine. Аварийный режим работы с повышенным расходом горючего служит явным признаком поломки какого-либо датчика.

Коварство ДПДЗ заключается в том, что он не ломается в привычном понимании. Когда резистивная пленка начинает истираться, сопротивление устройства меняется непредсказуемо. Контроллер то «видит» в цепи работоспособный датчик, то отмечает некорректные скачки напряжения и пытается перейти в аварийный режим. Отсюда определяется главный признак неисправности дроссельной заслонки – периодически мигающее табло Check Engine.

Неполадка сопровождается изменением поведения двигателя, а точнее:

  • «трясучка» и самопроизвольные остановки мотора, работающего на холостом ходу;
  • разгонная динамика отсутствует, после нажатия педали газа наблюдаются рывки и провалы;
  • повышенные холостые обороты силового агрегата (1500–2500 об/мин);
  • машина «не тянет» вследствие потери мощности;
  • рывки ощущаются и в процессе езды;
  • расход горючего повышается на 10–25%.

Перечисленные признаки могут быть вызваны добрым десятком причин, начиная от неисправностей системы зажигания и заканчивая износом деталей двигателя. Вот почему важно отсеять неполадки, лежащие на поверхности, в том числе некорректную работу датчика положения дросселя.

Как проверить ДПДЗ?

Чтобы подтвердить или опровергнуть симптомы неисправности измерителя, потребуется мультиметр либо другой прибор с функцией вольтметра. В комплекте должны быть заостренные щупы, иначе придется зачищать провода, подключенные датчику. Снимать изоляцию с проводников крайне нежелательно, так что при отсутствии острых контактов сделайте их самостоятельно – в будущем пригодятся.

Диагностика датчика производится путем замера напряжения между выходным проводом и массой машины. Алгоритм выполнения операции следующий:

  1. При отключенном зажигании снимите разъем ДПДЗ и по схеме определите, какая из трех жил является выходной. В автомобилях ВАЗ нужный проводник подсоединен к верхнему контакту колодки.
  2. Поставьте разъем на место и снаружи проколите найденный провод заостренным щупом. Второй зажим присоедините к «минусовой» клемме аккумуляторной батареи.
  3. Выставьте мультиметр на измерение вольтажа и включите зажигание. Зафиксируйте показания.
  4. Откройте дроссель до упора и снимите второй показатель напряжения.
  5. Плавно поворачивайте заслонку, наблюдая за ростом вольтажа. Значения должны меняться постепенно, без скачков и падений до нуля.

Совет. Если схемы нет в наличии, отыщите требуемый провод методом исключения. Первый контакт – это питание измерителя, второй – «минус», третий – выход импульса. При включенном зажигании несложно отыскать жилу с постоянным напряжением питания 5 вольт (для ВАЗ) и «массу».

Теперь проанализируйте данные. Напряжение при закрытом дросселе не должно превышать 0,5–0,7 В (зависит от марки машины). Когда возникает превышение указанного порога, контроллер «видит» приоткрытую заслонку, подает больше топлива и обороты растут, хотя по факту дроссель закрыт. Сопоставьте вывод с симптомами неисправности.

Отклонения при полностью открытой воздушной заслонке и резкие скачки вольтажа дают идентичный эффект. ЭБУ не понимает, что датчик банально врет, и снабжает мотор горючим в соответствии с его показаниями. Отсюда возникают все неприятные моменты – нестабильность, провалы, рывки. Когда контакт на ползунке пропадает окончательно, контроллер переходит в аварийный режим, включается табло и увеличивается расход бензина.

Итак, признаком поломки является отклонение от верхнего и нижнего порога напряжения и неадекватные скачки при плавном открытии дросселя. Чтобы убедиться в неисправности окончательно, можете отсоединить разъем датчика и проверить его сопротивление в разных положениях дроссельной заслонки.

Заменить нерабочий прибор довольно просто. Выполните такие действия:

  1. Снимите «минусовую» клемму аккумуляторной батареи.
  2. Отключите разъем ДПДЗ.
  3. Открутите датчик и поставьте на его место новый.
  4. Подключите провода в обратном порядке.

Для крепления измерителя обычно используется 1–2 винта либо пластмассовые защелки. После установки заведите мотор и убедитесь в том, что проблема решена.

Источник: https://autochainik.ru/priznaki-neispravnosti-dpdz.html

Датчик положения дроссельной заслонки: 6 признаков неисправности

Датчик положения дросселя предназначен для передачи сведений о состоянии пропускного клапана в конкретный период на ЭБУ автомобильным двигателем. Этот механизм представляет собой сочетание постоянного и переменного резистора.

В сумме максимальное сопротивление устройства составляет примерно 8 Ом. Устройство ДПДЗ включает 3 контакта. На 1 и 2 подаётся напряжение порядка 5 В, 3 контакт — сигнальный, связан с определённым контроллером.

Датчик ПДЗ монтируется на корпусе дросселя, реагирует на его открытие или закрытие. Сопротивление устройства тоже меняется:

  • при полностью открытой заслонке дросселя на сигнальном контакте значение напряжения будет не менее 4 B;
  • при полностью закрытой ДЗ — до 0,7 В.

Любые изменения напряжения регулирует контроллер. Соответственно регулируется объём топлива, необходимого для создания топливовоздушной смеси.

При некорректной работе дросселя напряжение может выходить за установленные пределы, что часто приводит к нарушению функциональности силового агрегата, а иногда и к полной поломке.

Необходимо отметить, что поломка датчика ПДЗ часто является причиной некорректной работы КПП. Ремонт автомобильного двигателя и КПП — это довольно трудоёмкое и затратное мероприятие. Поэтому при выявлении признаков неисправности датчика дроссельной заслонки рекомендовано проверить функциональность коробки передач.

Основные признаки неисправности устройства

Установить проблемы в работе можно по следующим признакам неисправности ДПДЗ, указывающим на поломку именно этого механизма:

  1. Вне зависимости от рабочего режима мотора обороты холостого хода непостоянны.
  2. Если резко отпустить педаль газа, при переключении КПП глохнет мотор.
  3. Существенно падает мощность мотора.
  4. В работе мотора на холостом ходу обороты непостоянны.
  5. Топливный расход заметно увеличился.
  6. Несмотря на плавный выжим педали газа, при наборе скорости ощутимы рывки.

В некоторых ситуациях возможно загорание лампочки-индикатора Check Engine, при этом она какой-то период не тухнет. Этим сигналом тоже не стоит пренебрегать: обязательно нужно проверить и устранить ошибки в работе устройства.

Проверка работоспособности ДПДЗ

Если во время эксплуатации транспортного средства был обнаружен хотя бы один из признаков неисправности датчика положения дросселя, его функциональность обязательно нужно проверить. Для этого от владельца авто не требуется каких-либо специальных знаний. Достаточно иметь мультиметр и знать чёткую последовательность действий.

Главное, помнить, что Check Engine — это лампочка, которая установлена специально для того, чтобы сигнализировать водителю о неисправном двигателе. Если она загорелась, значит, незамедлительно нужно обратиться на СТО либо установить неисправность своими силами.

При отсутствии проблем лампочка будет загораться при запуске двигателя и мгновенно гаснуть по завершении диагностики. Если Check Engine продолжает гореть, значит, проблема в системе существует. В этом случае без опытного специалиста не обойтись.

Относительно определения неисправностей дроссельной заслонки, симптомы которых были выявлены в процессе эксплуатации автомобиля, существует определённый алгоритм действий:

  1. Первым делом необходимо выключить зажигание, осмотреть панель приборов, заметить, горит или нет лампа-индикатор Check Engine, которая сигнализирует о присутствии проблем. Если индикатор не светится, нужно залезть под капот и проверить ДПДЗ.
  2. Далее понадобится мультиметр — специальный прибор для проверки работы датчика дросселя.
  3. Необходимо определить наличие «минуса». Чтобы не отбрасывать отдельно каждый провод, стоит прокалывать нужные провода и выполнять их измерение.
  4. Таким же способом осуществляется поиск «массы». В период проверки механизма включать зажигание не нужно.

Цель выполнения предварительных действий — проверка наличия питания датчика ПДЗ. Напряжение зависит от марки авто. К примеру, для одних машин оно может составлять всего 5 В, а для других моделей — 12 В.

Алгоритм действий для определения неисправностей ДПДЗ, симптомы которых были выявлены при движении транспортного средства:

  • нужно включить зажигание и по очереди прокалывать провода необходимой цепочки с помощью мультиметра. На дисплее прибора должен высветится показатель напряжения 0,7 В;
  • вручную открывается заслонка дросселя: значение напряжения должно быть больше 4 В;
  • зажигание выключается, один разъём отбрасывается. На участке между выводом ползунка и проводом (который остался) подсоединяется щуп мультиметра;
  • теперь необходимо вручную прокручивать сектор и наблюдать за показаниями измерительного устройства. Если наблюдается плавный рост значений без резких скачков, значит, датчик ПДЗ работает нормально. В противоположной ситуации можно говорить о повреждении (потёртости) дорожки резистора.

Эти показатели влияют на правильное функционирование электронного блока управления (ЭБУ), который контролирует основные рабочие процессы автомобильного двигателя, подачу на форсунки топливной смеси. Если на ЭБУ подаются неточные цифры, то и блок управления будет принимать неверные решения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое весла в машине

К примеру, дроссельная заслонка открыта полностью, а электронный прибор показывает, что она закрыта. Если присутствуют подобные симптомы — это явная неисправность датчика дросселя, он подлежит обязательной замене.

Причины поломки датчика

Невозможно полностью предотвратить поломки агрегатов, деталей, электронных механизмов транспортных средств.

Возможные причины выхода из строя ДПДЗ:

  1. Потеря контакта ползунка и резистивного слоя. Причина — сломался наконечник, порождающий задир на подложке. Датчик дросселя при этом может продолжать функционировать (недостаточно корректно), пока резистивный слой полностью не сотрётся. Сердечник в результате выходит из строя полностью.
  2. Не обеспечивается линейное увеличение напряжение выходящего сигнала из-за нарушения напыления основы на участке начала хода ползунка.

Необходимо понимать, что о такой поломке не подскажет ни один индикатор на панели приборов, а самодиагностика авто не предусмотрена. О существовании неисправности можно лишь предполагать в случае нестабильного функционирования мотора на разных рабочих режимах.

Рекомендации по выбору ДПДЗ

Довольно часто производители автомобилей устанавливают дешёвый плёночно-резистивный датчик дросселя. Такой механизм долго не будет работать, очень скоро начнут проявляться симптомы его неисправности.

Поэтому рекомендуется при замене использовать бесконтактный датчик, который стоит дороже, но при этом является более надёжным в эксплуатации и отличается продолжительным сроком службы. Его рабочий принцип основывается на магниторезистивном эффекте.

Пожалуйста, оцените этот материал!

(9 4,44

Источник: https://motorsguide.ru/system/datchik-polozheniya-drosselnoj-zaslonki

Как выбрать датчик положения дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонки (сокращенно ДПДЗ) – небольшое устройство, которое в большинстве случаев является простейшим потенциометром, т.е. предназначено для измерения напряжение. Специалисты так его и называют: потенциометр дроссельной заслонки.

Он устанавливается на одной с заслонкой оси и нужен для подачи напряжения (сигнала) на ЭБУ. Последний считывает сигнал и «понимает», какое положение в данный момент имеет заслонка.

Разберемся с тем, для чего нужен сам датчик, как его диагностировать и в случае нужды выбирать оригинальную или аналоговую запчасть.

Подробнее о назначении

Дроссельная заслонка автомобиля – один из важнейших конструктивных элементов впускной системы, которые отвечает за регулирование подачи воздуха. Без воздуха невозможно образование горючей топливно-воздушной смеси, а значит, сгорания топлива как такового.

Можно сразу отметить, что работа элемента может сильно ограничить всю систему, ведь если воздуха поступает недостаточно, то не удается реализовать всю мощность двигателя. И наоборот, если воздуха много, начинаются проблемы с зажиганием, а сама смесь горит слишком долго при невысоких (относительно нормы) температурах.

Решение оказалось и простым и сложным одновременно: кроме доведения до совершенства работы дроссельной заслонки, регулировать подачу топлива. Вот здесь на передний план и выходит ДПДЗ.

Датчик играет очень важную роль в том, как будет подаваться топливо. Сигнал с датчика считывается ЭБУ, а уже потом управляющий элемент регулирует подачу. В случае выхода датчика из строя система начинает работать неправильно. Зачастую автомобиль становится менее экономным, поскольку потребляет слишком много топлива. Одна из возможных более серьезных проблем: ухудшение динамики. Впрочем, об этом мы еще поговорим.

Конструктивные особенности

Сегодня можно встретить только 2 конструктивных исполнения датчиков положения дроссельной заслонки:

  1. Пленочно-резистивные. Часто их также называют просто «резистивным» или же «реостатными». Они имеют несколько резистивных дорожек. Являются теми самыми потенциометрами, которые выдают сигнал, снимает с подвижного контакта. Как только дроссельная заслонка открывается, начинает свое движение и находящийся внутри ползунок. Чем больше угол раскрытия заслонки, тем больше и напряжение – классический вариант применения закона Ома на практике;
  2. Бесконтактные. Все так же отвечает за формирование того напряжение, которое имеет зависимость от угла открытие заслонки. Вот только принцип работы основан на магниторезистивном эффекте. Магнитное сопротивление вещества имеет зависимость от того, как сориентирован образец относительного магнитного поля. При этом сам датчик получается компактным и очень надежным, так как между его чувствительными элементами нет механического контакта. Он служит дольше обычного «резистивного».

По-прежнему большинство ДПДЗ являются плечно-резистивные. Изучим их в подробностях.

Внутри датчика находится переменный, а также постоянный резистор. Общее их сопротивление обычно равняется 8 кОм. Крайний вывод датчика принимает опорное напряжение силой 5V, а другой соединяется с массой автомобиля. Средний же вывод, попутно проходя через резистор, подает на сигналы ЭБУ.

К примеру, если сигнальное напряжение меньше 0,7 V, управляющий элемент воспринимает дроссельную заслонку как полностью закрытую. Как полностью открытую – при поступлении сигнала более 4 V.

Водитель может сам проверить работоспособность датчика и правильность его установки по напряжению на сигнальном выводе.

Интересная особенность датчиков положения дроссельной заслонки

Попробуем разобраться с тем, отчего даже с исправным ДПДЗ двигатель может «споткнуться». Итак, вы нажимаете на педаль газа. Дроссельная заслонка начинает приоткрываться, о чем сразу же сигнализирует датчик. Однако здесь все не так просто: закончился режим работы на холостых ходах, и началось движение. Блок управления воспринимает сразу 2 сигнала одновременно.

Здесь проблемы и начинаются. Электронного-механическая часть работает с некоторой задержкой. Очевидно, датчик стоит настроить. К примеру, инженеры концерна Toyota пошли на небольшую хитрость: исходное положение контакта IDL, то есть отвечающего за холостой ход, регулируется при помощи упорного винта – образуют зазор 0,51 мм.

Такой способ регулировки актуален для большого числа автомобилей.

Величина регулировочного зазора на каждом типе двигателя своя. Об этом должны помнить специалисты, устанавливающие новый ДПДЗ. В ином случае ЭБУ не сможет вовремя «понять», что автомобиль уже не стоит на месте и прогревает мотор, а начинает движение.

Какие могут быть неисправности

Заранее отметим, что здесь легко спутать неисправности датчика с таковыми у других элементов. По этой причине само устройство нужно будет проверить самостоятельно, или же отправиться на СТО и поручить работу специалистам. Вот что вы можете заметить, будучи за рулем:

  • Загорелась лампочка «Check»;
  • Повысились или же начали «плыть» холостые обороты;
  • На нейтральной передаче двигатель внезапно глохнет;
  • Наблюдаются перебои в работе двигателя;
  • Вышеупомянутые «спотыкания»;
  • Серьезно ухудшилась динамика.

Практически все вышеперечисленное – результат создания проблемной топливно-воздушной смеси. Так что обойтись без помощи специалистов будет сложно. Однако, проверить датчик можно самостоятельно.

Как проверить ДПДЗ самому

Работа делается в несколько этапов:

  1. Включите зажигание;
  2. При помощи измерительного прибора (советуем обзавестись недорогим мультиметром) замерьте напряжение, которое действует между контактом ползунка и приборным «минусом». Норма: не более 0,7 V;
  3. Добейтесь полного открытия дроссельной заслонки, снова проследите за показания прибора. Напряжение должно равняться 4 V, не более;
  4. Выключим зажигание, затем вытяните разъем, после чего настройте прибор на замер эл. сопротивлений. Нас интересует сопротивление между любым из выводов и ползунком;
  5. Теперь поворачивайте сектор и следите за показаниями прибора – они должны плавно меняться. Если они меняются скачкообразно, в ДПДЗ есть серьезные неполадки.

Как и многие другие датчики, предмет статьи не относится к ремонтопригодным деталям. И более того, тонко настроенный «реостатный» датчик стоит менять при малейших огрехах в работе – со временем они будут становиться все более явными. Конечно, некоторые автолюбители занимаются пайкой начинки из резисторов, но даже после такого ремонта датчик функционирует исправно еще долгое время в очень редких случаях. Проще и надежнее купить новый.

Оперативные меры

В действительности неисправность ДПДЗ можно игнорировать очень долго – меняется расход топлива и появляются «провалы» при переключении передач. Не критично, но на комфорте езды сказывается. Предположим, водитель планирует купить новую деталь, но пока не может этого сделать по определенным причинам. Придется ездить, игнорируя неполадки? Да, придется, но последствия можно смягчить.

Итак, необходимо проделать следующее: выключить зажигание и сразу же завести автомобиль снова. Блок управления поступит следующим образом: показатель питания ДПДЗ он установит на том уровне, который соответствует питанию при закрытом дросселе.

После следующего запуска двигателя ЭБУ не допустит частых «провалов», которые бывают при переключении скоростей на автомобиле с неисправным датчиком.

Как купить новый ДПДЗ

Выбор методик у водителя невелик:

  1. Искать новую деталь по VIN-коду. Так он гарантированно купит тот датчик, который подойдет к его автомобилю. Мы советуем искать подобные запчасти по коду транспорта в силу высокой точности поиска. К тому же, так водитель быстрее всего найдет оригинал. Оригинальные датчики хоть и дорогие, но стоят своих денег;
  2. По данным транспорта. В случае покупки датчика дроссельной заслонки данный метод хорош, но хорош недостаточно. Проблема кроется в аналогах. Скорее всего, водитель сможет найти множество неоригинальных датчиков, которые на первый взгляд ничем не уступают заводской детали. Прослужит купленный неоригинал не так долго, и не факт, что будет полностью соответствовать оригиналу. Об этом мы сейчас расскажем подробнее.

И наконец: критичнее относитесь к советам даже бывалых автолюбителей – лучше ищите нужную запчасть самостоятельно, руководствуясь только данными из техпаспорта. А дело вот в чем: покупая неоригинал, вы не будете уверены в адаптации заслонки. Выше мы писали о том, что для исправной работы датчика в заслонке должен быть небольшой зазор.

К примеру, он есть на всех автомобилях марки Toyota и составляет 0,51 мм.

И вы не можете быть уверены в том, что даже качественный неоригинал будет правильно определять положение дроссельной заслонки – недобросовестный производитель вполне мог поместить внутрь корпуса посредственный потенциометр и не учесть особенность двигателя транспортного средства.

И последняя проблема неоригиналов: их работы целиком завязана на температуре. Это означает, что корпус ДПДЗ будет серьезно нагреваться. А одно из правил электротехники говорит нам о том, что электрические свойства материалов меняется с ростом или понижением температуры. Как результат, ЭБУ двигателя на изменения напряжение (в данном случае на рост) датчика оперативно реагировать не сможет.

Экскурс по брендам

Исходя из вышеуказанного, мы советуем вам брать оригинальный датчик. Конструктивно он полностью соответствует конкретной модели транспортного средства. И устанавливать его, кстати, лучше на СТО. Мастера лучше справятся с данной работой, хотя она по силу и автолюбителю.

Выбор неоригиналов очень широк, однако, на вторичном рынке запчастей можно выделить всего несколько производителей датчиков достойного качества:

  • Hella (Германия). Как говорят многие водители, датчики этого производителя оригиналам практически не уступают;
  • Bosch (Германия). Еще один немецкий производитель, успевший себя зарекомендовать. И не где-нибудь, а во всем мире. Цена может неприятно удивить покупателя. Однако, немецкие датчики являются лучшими среди всех прочих аналогов;
  • Era (Италия). Широко известный в Европе производитель. Его продукция соответствует всем стандартам качества. А вот что хотел бы знать водитель, так это то, что итальянские датчики особо оригиналам не уступают. Начиная с 2010 года качество продукции, равно как и ее ассортимент, начало выходить на принципиально новый уровень;
  • Dello (Германия). Выпускается продукция под именем марки AutoMega. Важно помнить также о том, что часть запчастей Dello производится в Китае и по качеству очень сильно уступает продукции немецкого производства. Покупать стоит немецкие датчики;
  • Hotaru (Китай). Это бренд, известный разве что в странах Восточной Европы. Ассортимент продукции не очень широк, но качество всегда на высоте.

А вот какие бренды предлагают аналоги по самой демократичной цене:

  • JP Group (Дания). Известный в Европе производитель, меньше – в странах Востока. Твердый «среднячок», но очень хорошей цене;
  • Topran (Германия). Немецкое качество по выгодной для автовладельца цене. Существуют и другие немецкие производители доступных аналогов, но все-таки Topran однозначный лидер среди них;
  • Lucas (Великобритания). Продукция данной фирмы находится где-то на периферии между премиум-классов и бюджетными аналогами. Качество и отказоустойчивость английских датчиков высокие, ассортимент тоже неплохой.

Какой бы датчик вы ни брали, он должен соответствовать изложенным автоконцерном параметрам. В ином случае ни экономии топлива, ни улучшения динамики вы не почувствуете. Выбирая правильно дешевый аналог, желаемого результата водитель, тем не менее, тоже не получит. Здесь имеет смысл переплатить.

Вывод

Выбор ДПДЗ нельзя назвать чем-то сложным. Водителю лишь нужно знать код транспорта или характеристики своего транспорта. А вот знание брендов действительно важно. Выше мы указали «призеров» зрительских симпатий. Что действительно не стоит вашего внимания, так это самые дешевые запчасти, продающиеся на рынке.

Да и рынок не лучшее место для покупки датчиков – советуем отдать предпочтение крупным магазинам с хорошей репутацией. При покупке не забывайте осматривать упаковку, проверять запчасть по защитному коду и выявлять физические повреждения – возможно, перед вами подделка.

Только фирменная запчасть прослужит вам долго.

Источник: https://avto.pro/autonews/kak_vibrat_datchik_polozheniya_drosselnoy_zaslonki-20170402/

Признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки

Все современные автомобили имеют в своей конструкции множество электротехнических и электронных устройств. С их помощью осуществляется контроль и автоматическая настройка параметров функционирования различных узлов, агрегатов и систем.

Они могут быть очень сложными и дорогими, как, к примеру, электронный блок управления двигателем (ЭБУ), так и совсем простенькими. Примечательно, что многие «мелочи», стоимость которых совсем невелика, играют на практике весьма важную практическую роль.

К примеру, если обнаруживаются признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки, то если оставить их без внимания, скорый и весьма дорогостоящий ремонт силового агрегата практически обеспечен.

За что отвечает датчик положения дроссельной заслонки

Такая деталь, как датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) предназначена для того, чтобы передавать в электронный блок управления двигателем информацию о том, в каком именно состоянии в данный конкретный момент времени находится пропускной клапан.

По сути дела, он представляет собой комбинацию постоянного и переменного резистора, а его максимальное суммарное сопротивление равняется приблизительно 8 Ом.

ДПДЗ имеет в своей конструкции три контакта, причем на два из них подается напряжение (обычно его величина составляет около 5 В), а третий является сигнальным и связан с соответствующим контроллером.

Датчик положения дроссельной заслонки производства GM

Датчик положения дроссельной заслонки устанавливается на ее корпусе и реагирует на вращение оси, когда она или открывается, или закрывается. Соответственно, меняется и его сопротивление: если заслонка полностью открыта, то напряжение на сигнальном контакте составляет как минимум 4 B, а если полностью закрыта — то максимум 0,7 В. За всеми изменениями напряжения следит контроллер, в результате чего регулируется количество топлива, поступающего для формирования воздушно-топливной смеси.

Если ДПДЗ работает некорректно, то оно будет или меньше, или больше необходимого, что может привести (и зачастую действительно приводит) к различным нарушениям в работе силового агрегата, а порой даже к его выходу из строя.

Следует также сказать, что неисправность датчика положения дроссельной заслонки довольно часто является причиной возникновения проблем с коробкой переключения передач.

Ремонт и двигателя, и КПП — это весьма затратное мероприятие, так что если обнаруживаются признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки, то ее нужно обязательно проверить.

Симптомы неисправности датчика положения дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонки в топливной системе играет «сглаживающую» роль, и поэтому если он исправен, то автомобиль едет без рывков, плавно, при нажатии на педаль газа демонстрирует «отзывчивость». Если же ДПДЗ неисправен, то это можно определить по следующим признакам:

  • Двигатель начинает плохо заводиться;
  • Существенно возрастает расход топлива;
  • Автомобиль едет «рывками»;
  • Серьезно возрастает количество оборотов двигателя на холостом ходу;
  • Когда автомобиль ускоряется, то это происходит с некоторой задержкой;
  • Из впускного коллектора раздаются «хлопающие» звуки;
  • Двигатель глохнет на холостом ходу;
  • Лампочка Check Ingine или горит постоянно, или загорается периодически.

Если проявляется хоть один из перечисленных выше признаков, то вполне вероятно, что ДПДЗ неисправен. Как показывает практика, в большинстве случаев поломка этой детали связана с ее естественным износом. Дело в том, что переменный резистор, имеющийся в конструкции датчика положения дроссельной заслонки, имеет напыленный слой основы, который металлический контакт, перемещающийся по нему, со временем истирает. Соответственно, ДПДЗ начинает выдавать неправильные данные.

Источник: https://AvtoNov.com/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8-%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%B4%D0%BF%D0%B4%D0%B7/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СТО
Как появился значок Ауди

Закрыть