Что такое граната привода

Как правильно собрать внутренний шрус

Что такое граната привода

Представленная инструкция «как собрать внутренний шрус» подходит для всех «Шарнирам Равных Угловых Скоростей»
Иногда после снятия внутреннего шруса возникает необходимость в правильной его сборке. Если человек не знаком с процедурой сборки, то скорей всего у него ничего не получится. В данной публикации вы ознакомитесь с устройством и узнаете, как правильно собрать наружный шрус автомобиля.

Устройство внутреннего шруса

  • -внешняя обойма
  • -внутренняя обойма
  • -сепаратор
  • -шарики

Шрус,чем то похож на подшипник, но его части не крутятся относительно друг друга, а только имеют некоторую степень свободы перемещения.
На большинстве VW внутренние ШРУСы бывают двух диаметров, 94 и 100 мм. Для Гольф 2 с мотором 1,3 наружная часть слегка отличается, наружная обойма маленьких ШРУСов симметричная

большие, 100 мм, на стороне, прилегаемой к фланцу коробки, имеют выточку под пробковую прокладку

Внутренняя обойма так же не симметрична, часть, которую нужно ориентировать к фланцу КПП

Сторона, которая должна быть обращена к палке привода, имеет ярко выраженный заход для шлицевой части

Шрус внутренний. Сборка

Теперь всё это нужно собрать в один узел. Сначала вставляем внутреннюю обойму в сепаратор, повернув их перпендикулярно друг другу.

затем размещаем этот бутерброд внутри наружной обоймы. И вот тут требуется внимание: если посмотреть внимательно на обе обоймы внутреннего ШРУСа, то можно обнаружить, что расстояния между канавками для шариков различаются. И собирать внутренний ШРУС надо так, что бы маленькие промежутки оказывались напротив больших.

теперь надо вставить шарики. Для этого нужно одновременно и на одинаковое расстояние наклонять и сепаратор и внутреннюю обойму

вставляете первый шарик

слегка утапливаете обойму с сепаратором в этом месте, и приподнимаете соседний сектор

и так по кругу

Без смазки двигать обойму нового внутреннего ШРУСа достаточно тяжело, поэтому можно нанести тончайший слой на обе обоймы перед сборкой.
И вот ШРУС внутренний собран. Если это 100мм-ый, приклеиваете прокладку к наружной части (у меньших диаметров её не предусмотрено)

теперь нужно ШРУС внутренний надеть на привод. В первую очередь – одеваем пыльник

затем надеваете тарельчатую упорную пружину

эта пружина – конусная, очень важно её правильно поставить. Конусом от ШРУСа

затем надеваете ШРУС, и стопорное кольцо

убедитесь, что стопор полностью утоплен в канавке

вот теперь можно приступать к смазке ШРУСа. Потяните его на себя, не перекашивая

нанесите смазку на выступающие части

несколько раз подвигайте наружную обойму взад и вперёд. Образовавшиеся излишки смазки равномерно размажьте по частям ШРУСа.
Тоже самое сделать с другой стороны.

но смазка не должна попасть на прокладку
привод готов к установке

Яков Финогенов

Источник: https://sanekua.ru/kak-pravilno-sobrat-vnutrennij-shrus/

Шрус — это важный элемент привода автомобиля :

Что такое граната привода

В автомобиле ШРУС – это шарнир, который обеспечивает постоянство угловых скоростей приводов. Состоит он из внутренней и внешней частей, между ними находятся металлические ролики. Весь механизм изготовлен из высокопрочного металла, который имеет очень качественную закалку.

Благодаря этому ресурс ШРУСа (в народе называют его просто «граната», так как очень похож на это оружие) становится практически вечным. Конечно, если взглянуть на то, как ездят европейцы на автомобилях (лет 5-6 максимум), можно сказать, что шарниры не нужно менять вообще.

Но если машина старенькая, придется проводить ремонт, причем неоднократно.

Неисправности шарниров

Как было сказано ранее, ШРУС – это подвижный элемент, и его состояние напрямую зависит от того, есть ли в нем люфты или нет. Если между элементами механизма появится зазор либо же шариковые шарниры изменят свою форму (а после длительной эксплуатации они могут оказаться не в виде идеального шара, а больше похожи на яйцо), начнутся проблемы. А если точнее, за счет больших люфтов изменяется центровка шарнира, появляются посторонние хрусты при движении.

Поэтому первый признак поломки гранаты – это наличие посторонних звуков (при повороте и ускорении в особенности). Метод проверки – вывернуть руль влево или вправо и резко тронуться с места. Если, например, ШРУС ВАЗ-2109 вышел из строя, вы услышите жуткий хруст. Но не стоит надеяться на точность диагноза: очень часто источником постороннего звука становится чересчур изношенная шаровая опора. Поэтому стоит провести дополнительно диагностику подвески, загнав автомобиль на смотровую яму.

Подготовка к снятию шарниров

Перед тем как заменить ШРУС наружный, необходимо провести некоторые подготовительные работы. Сразу стоит оговориться, что весь ремонт удобнее проводить с использованием эстакады, ямы смотровой или подъемника. Но если этих «удобств» нет, можно устанавливать всю переднюю часть автомобиля на надежные опоры. Но сначала следует расконтрить гайку, которая находится на ступице, и выкрутить ее.

При помощи накидного ключа на 30 выкручиваете эту гайку. Обратите внимание на то, что усилие нужно прикладывать очень большое. Поэтому при сборке узла надежно затягивайте резьбовое соединение. Но чтобы вынуть привод, нужно еще снять наконечник рулевой тяги и освободить нижнюю часть стойки (выкрутить два болта крепления шаровой опоры). После этого стойку нужно потянуть наружу, чтобы ШРУС наружный вылез из ступицы.

Замена пыльника

Обратите внимание на то, что пыльник ШРУСа – это наиболее важный элемент. С одной стороны, это самая простая резинка, которая всего-навсего защищает от пыли и грязи. Но с другой стороны, посмотрите только, сколько этой самой пыли находится в нижней части автомобиля. Если бы не этот пыльник, гранаты служили бы не больше месяца. Мелкая пыль – это прекрасный абразив, она способна снять за короткое время довольно большой слой металла.

Именно по этим причинам необходимо исключить вероятность попадания посторонних частиц в движущиеся элементы шарнира. Велика вероятность того, что при наличии большого количества пыли шарнир может и вовсе заклинить.

А это привести может к аварии, если произошло на большой скорости. Если вы решили поменять только пыльник ШРУСа, оставив старую гранату, необходимо тщательно очистить от смазки все поверхности. После этого промыть в керосине, дать высохнуть и набить новую смазку.

Желательно также использовать новые хомуты.

Замена ШРУСа внешнего

Чтобы заменить внешний шарнир на приводе, необходимо сначала демонтировать старый. А сделать это удобнее всего при помощи тисков и молотка. Зажимаете привод в тисках таким образом, чтобы граната была направлена вниз. Наносите несколько сильных и резких ударов по шарниру. Он должен быстро сойти с кольца.

Обратите внимание на то, что стопорное кольцо повторно использовать не рекомендуется, лучше установите новое (в комплекте ШРУСа этот элемент имеется).

Для установки нового шарнира воспользуйтесь тем же молотком, только на этот раз желательно наносить удары через проставку: есть вероятность повреждения резьбы, например.

Внутренний шарнир

ШРУС – это довольно простой механизм и надежный. Но рано или поздно он приказывает долго жить. Причем выходят из строя чаще всего наружные элементы, так как они работают в более жестких условиях, нежели внутренние. Замена этих шарниров производится аналогично. Но нужно знать определенные нюансы.

Во-первых, никогда не вынимайте оба привода из коробки передач, это приведет к тому, что разрушится весь механизм дифференциала, а собрать его можно будет только после полной разборки КПП. Во-вторых, сливайте все масло из КПП, чтобы исключить вероятность того, что оно выльется на землю.

В-третьих, выбивайте внутренние шарниры аккуратно – для этого достаточно пары легких ударов маленьким молотком.

Заключение

Теперь вы знаете, что ШРУС – это элемент, заменить который сможет любой автомобилист, умеющий работать с ключами и специальным инструментом. При проведении работ самое главное – это уделять внимание чистоте.

Если вместе со смазкой под пыльник попадет пыль, вода или же любые другие инородные частицы, это обязательно приведет к скорому разрушению механизма. Чтобы продлить срок службы приводов, необходимо следить за состоянием пыльников, своевременно проводить их замену, диагностику. Стоимость ремонта достаточно высокая.

Например, комплект внешних гранат для отечественных переднеприводных автомобилей обойдет минимум в 2500 рублей. А стоимость одного пыльника — не более 150 рублей.

Источник: https://www.syl.ru/article/246273/new_shrus---eto-vajnyiy-element-privoda-avtomobilya

Ручная граната Ф-1 (Лимонка): технические характеристики, радиус поражения, устройство

Что такое граната привода

Для пехоты, участвующей в бою, очень важно иметь эффективное средство борьбы с врагом. Таким средством является граната ф 1. Ее мощь, радиус убойного действия поражает воображение.

Прототип этого взрывного устройства был создан более ста лет назад. Граната до сих пор состоит на вооружении разных армий, в том числе российской, благодаря уникальным возможностям этого оружия.

История создания гранаты

Интересный путь прошло это простое, по своему устройству, средство обороны пехотинца. История ее начинается во Франции.

Именно здесь в 1915 году создали гранату под обозначением F1.

Она зарекомендовала себя самым лучшим образом и была вскоре принята на вооружении в России.

В нашей стране в период первой войны, имеется ввиду Мировой, конечно, она была усовершенствована.

Изобрели новый запал системы Ковешникова.

Но главные изменения произошли в советское время.

  1. В 1939 году изобрели, взяв за основу французский образец, собственную гранату Ф-1. Разработчик взрывного устройства инженер Храмеев оставил тот же принцип действия. Однако упростил и сделал более совершенным корпус.
  2. Следующий этап в усовершенствовании Ф-1 относится к началу Великой Отечественной войны. Именно в это время был создан конструктором Е. М. Вицени более простой, надежный и совершенный запал. Одновременно он был и безопаснее прежнего.
  3. Во времена ВОВ, а именно в 1942 году был также разработан «унифицированный запал к ручным гранатам», ставший универсальным, в последующее время, для нескольких типов гранат.

После войны запал модернизировали и его модификации УЗРГМ 1, 2, применяют в Ф-1, в РГ-42, а также РГД

Устройство гранаты

Ф-1 осколочная, противопехотная граната, предназначенная для метания из укрытия. Как видно из фотогравий в течение столетия внешний вид устройства не претерпел существенных изменений.

Корпус гранаты настолько идеален по своей конструкции, что не было необходимости, что-либо в нем менять.

Устройство ручной гранаты очень простое:

  • взрывное устройство состоит из металлического корпуса (сталистый чугун), овальной формы с оребрением, для того, чтобы после того как взорвется, образовалось как можно больше осколков;
  • запал типа УЗРГМ, в котором, по сравнению с УЗРГ изменена конструкция ударника, что позволяет свести к минимуму отказ оружия при использовании;
  • взрывчатая смесь, это тротил или тринитрофенол (сухая пикриновая кислота), бывают варианты, когда взрывчатое вещество имеет смесевой состав. В таком случае основой, как правило, является пироксилин (нитроцеллюлоза).

Т. е. граната содержит всего три основные части: корпус, запал, взрывчатое вещество.

В этой простоте главное преимущество – надежность.

Технические характеристики

Тактико-технические характеристики (ттх) Ф-1 сведены в таблицу, и представляют такую картину:

Масса 600г
Вес взрывчатой начинки 60г
На какое расстояние можно бросить 50-60м
Радиус разлета убойных осколков гранаты 40-50м
На каком расстоянии безопасно находится при взрыве 200м
Время горения замедлителя 3-4сек
Количество осколков после того как взорвалась до 300
Длина 110см

Характеристики гранаты ф1 говорят о том, что это взрывное устройство почти идеально для ведения оборонительных операций. А также для использования ее в диверсионной деятельности.

Радиус поражения позволяет нанести значительный ущерб живой силе противника.

Граната очень эффективна при применении в растяжках, как заградительная мера, если нет возможности установки противопехотных мин.

Как срабатывает запал

Боевые свойства гранаты во многом зависят от ее запала, а он состоит из:

  • чеки, представляющей собой металлическое кольцо, штыря из отрезка проволоки, который проходит через отверстие в запале;
  • ударника, стержня из металла, он заострен с одного конца;
  • пружины, приводящей в действие ударник;
  • рычага спуска в виде пластины, его назначение блокировать ударник, после того, как чека извлечена;
  • капсюля;
  • замедлителя;
  • детонатора.

Схема действия запала ручной гранаты выглядит таким образом:

  • после того, как извлечена чека, ударник удерживается с помощью рычага спуска;
  • отпустив рычаг, а это происходит во время метания, ударник приводится в действие и острым концом пробивает капсюль;
  • воспламеняется замедлитель, через несколько секунд срабатывает детонатор, происходит взрыв.

Снаряд срабатывает с замедлением, чтобы дать время бросающему солдату укрыться. Технические характеристики гранаты ф1 позволяют эффективно поражать противника.

Почему Лимонка?

По поводу сленгового названия лимонка есть несколько версий их происхождения:

  • из-за внешнего сходства с лимоном;
  • есть мнение, что за основу отечественной гранаты взята не только F-1, но и английская разработка Эдуарда Лемона отсюда, по фамилии создателя и название.

В армейской среде бытует другое название «фенюшка», во Франции название ручной осколочной гранаты «ананасовка», в Польше «черепаха».

Лимонка и особенности ее использования

Есть некоторые особенности хранения этого метательного снаряда. Заключаются они в том, что запал и корпус с взрывчатым веществом в деревянном ящике хранятся отдельно. Запал ввинчивается в гранату перед боем.

В инструкции по эксплуатации статья о хранении запалов говорится, о том, что они должны находиться в специальных герметичных коробках. Это чтобы они не подверглись коррозии.

Как отличить учебную гранату от боевой? В этом смысле особое значение имеет маркировка. Боевые гранаты окрашены в зеленый и темно-зеленый цвета. А модель гранаты окрашивают в черный цвет.

Делается это для того, чтобы визуально сразу же отличить боевую от имитационной гранаты. А последняя, естественно, используется для того, чтобы избежать во время обучения солдат несчастных случаев.

Но не только по этому признаку можно их отличить. У макета учебно тренировочной гранаты ф 1 кольцо от чеки, а также нижняя часть, самый кончик рычага, который необходимо прижимать после извлечения чеки, окрашен в красный цвет.

Бойцы должны переносить гранаты в специальном подсумке, рассчитанном на два снаряда. Или же в разгрузке, а также допускается транспортировка карманах. Но ни в коем случае не цеплять снаряды к ремню за кольца чеки.

Характеристики Ф-1 требуют ответственного отношения к процессу подготовки и метанию гранаты. Тем более что эти снаряды являются оборонительными, а значит, требуют отточенных навыков обращения с ними.

  1. В первую очередь надо разогнуть проволочные усики, которые фиксируют чеку, так чтобы она самопроизвольно не выпала из запала.
  2. При этом правой рукой придерживается спусковой рычаг. Теперь можно выдернуть чеку. В таком положении гранату можно держать долго и, даже, в случае необходимости, вставить чеку обратно.
  3. Выбрав момент, гранату бросают в цель. Спусковой рычаг освобождает ударник, тот приводит в действие капсюль и происходит взрыв.

Через сколько взрывается граната?

Максимальное время 4 секунды.

Живая сила противника при использовании этого типа взрывчатого устройства страдает от поражения осколками.

Реальное применение в бою

На открытой местности фугасное действие (поражение избыточным давлением) Ф-1 ощутимо на расстоянии 3 – 5 метров от места взрыва. Радиус действия осколков (уверенного поражения) достигает 50, иногда 70 метров.

Самые крупные осколки могут отлететь на 200 метров от эпицентра взрыва.

Эти особенности диктуют и способы применения гранаты в бою:

  • наиболее эффективна она в замкнутых пространствах, т. е. в помещениях, где поражающая сила осколков максимальна;
  • в помещении и фугасное действие усиливается в несколько раз, что приводит к контузиям, а также полностью дезориентирует;
  • Ф-1 очень полезна при организации диверсий в качестве главного элемента растяжек, а также для подрыва автотехники, складов и т.п.

Иногда растяжки ставят с применением двух и более гранат.

А если убрать замедлитель, то можно добиться одного важного преимущества, т. е. мгновенного взрыва.

Такой же эффект дадут гранаты снаряженные минным взрывателем, действующим мгновенно.

Достоинства и недостатки

Граната Ф-1 состоит на вооружении многих армий уже не один десяток лет. В ближайшей перспективе, да даже и в далекой, вряд ли она будет снята с производства.

Причина тому ее неоспоримые преимущества.

  • Простота в изготовлении и дешевизна материала, из которого изготовляется корпус.
  • Простой и надежный запал, который действует дистанционно и надежно.
  • Высокое поражающее действие, особенно в замкнутых пространствах.

К недостаткам данного снаряда надо отнести слишком мелкие осколки, образующиеся при взрыве. Они обладают низкой поражающей способностью.

Минусом ее взрывателя является то, что замедлитель дает шанс врагу на спасение, хотя и небольшой. Ф-1 довольно тяжелый снаряд, далеко и точно бросить более чем пол килограмма груза удается не всякому.

Наступательные гранаты ргд своеобразный аналог Ф-1. Но они легче ее в два раза, а вот взрывчатого вещества в них больше также в два раза. Граната ргд имеет запал такого же типа, как и Ф-1.

Из-за меньшего количества осколков, но большего фугасного действия она используется в наступательных операциях.

Еще один тип это наступательные гранаты ргн. Их преимущество перед Ф-1 состоит также в меньшем весе.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое привод в автомобиле

Помимо этого немалое значение имеет и радиус действия как РГД, так и РГН – 15 – 20 метров.

Интересное видео

( 4 оценки, среднее 4.75 из 5 )

Источник: https://WarBook.club/boepripasy/granaty/f1/

Как снять внутреннюю гранату — Авто-мастерская онлайн

Здравствуйте. Эта статья посвящена теме замены внешнего шруса (простым языком граната) автомобиля ВАЗ 2109, 2114, 2115.  В конце статьи есть подробное видео замены. Шрус расшифровывается как шарнир равных угловых скоростей. Перед тем, как менять внешнюю гранату, необходимо убедится, что неисправна именно эта деталь. Как это понять, речь пойдёт далее.

Признаки выхода из строя наружней гранаты (шруса)

Тут есть два варианта:

  • признаки того, что у Вас уже сломалась граната,
  • признаки того, что граната скоро выйдет сломается.

Как понять, что скоро сломается граната.

Конечно же первым признаком неисправности наружней гранаты является треск. Если Вы слышите треск во время движения при повернутом руле, однозначно это шрус.

Чем больше угол поворота колеса и чем сильнее Вы давите на газ, тем громче щелчки.
Еще один признак, который проявляется далеко не всегда это вибрация на руле при скорости больше 80 км/ч. Вибрация лишь немного похожа на вибрацию от неотбалансированого колеса.

Проявляется она обычно, как небольшое  подёргивание руля.

Как понять, что сломался внешний шрус.

При поломке шруса машина перестанет ехать. На любой включённой передаче нажимайте на газ, обороты растут, а машина не едет.

Как понять, что сломался именно внешний шрус, а не внутренний или вообще сцепление (первые признаки поломки схожи с признаками поломки сцепления)? В первую очередь заводим машину и ставим её на любую передачу. Далее открываем капот и смотрим по очереди на каждый из валов идущих из коробки к колёсам (один короткий, другой длинный). Если какой-то вал крутится — значит с этой стороны и сломался шрус.

Рекомендую не просто визуально посмотреть на вал, а прикоснуться к нему каким-нибудь длинным, твёрдым предметом, например палкой. Главно, чтобы на ней не было ничего, что может намотать на вал!!! Прикоснувшись палкой к валу, если он крутится, Вы почувствуйте слабую вибрацию. Обычно так делают в тёмное время суток, потому, что сложно понять крутится ли предмет цилиндрической формы, особенно в потёмках.

Как снять шруз ваз

Определившись, что у Вас сломалась именно внешняя граната, начинаем её снятие.

Как открутить ступичную гайку на ВАЗ?

В первую очередь откручиваем ступичную гайку. Для этого берём головку на 30 и рычаг, чем больше — тем лучше. Подкладываем кирпичи под колёса, что бы машина не каталась (просто поставить на передачу не вариант, колесо будет прокручиваться) и начинаем откручивать ступичную гайку.

В этом деле, чем Вы больше весите тем лучше, так как мне очень часто не хватало своего веса и рычага примерно в полтора метра. Выходил из ситуации следующим образом: полностью вставал на рычаг, как можно ближе к краю, тем самым давая максимальную натяжку на гайку, и бил молотком по рычагу. Обычно такой метод мне помогал откручивать даже самые закисшие ступичные гайки.

Еще один нюанс, если внешние стенки головки соприкасаются со стенками ступицы, лучше смазать головку отработкой или литолом, на крайний случай силиконовой смазкой. Благодаря такой хитрости головку не будет закусывать в ступице.

Как снять гранату?

Ступичная гайка откручена, теперь снимаем колесо, откручиваем два болта на которых держится шаровая, разъединяем рычаг подвески и ступицу, отводим её вбок от машины при этом, легонько постукивая по гранате, выводим её из ступицы.
На этом месте возможны два варианта:

  1. Граната уже сломана.
  2. Замена гранаты в связи с ее хрустом.

В первом случае Вы просто снимайте с вала внешнюю часть шруса, потом стопорное кольцо с вала привода и сбивайте молотком обойму.

Во втором случае снятие шруса усложняется. Вам необходимо отклонить гранату относительно вала на максимальный угол так, чтобы были видны шары подшипника и их обойма.

Теперь молотком разбиваем перемычки обоймы между шарами подшипника и достаём по очереди шары. Когда достанете последний шар, можно будет снять корпус гранаты, а потом и её внутреннюю часть сидящую на валу, предварительно сняв с вала стопорное кольцо.

Конечно можно просто попробовать сбить гранату с вала, но из-за стопорного кольца это сделать будет проблематично.

Всё, шрус полностью снят. Теперь приступаем к установке новой детали.

Как поставить новый шрус на ВАЗ.

Обязательно соблюдайте эту последовательность установки новых деталей:

  1. Маленький хомут.
  2. Пыльник гранаты.
  3. Большой хомут.
  4. Стопорное кольцо.
  5. Сам шрус.

Для начала, чистим вал привода от пыли, грязи и старой смазки.У большинства шрусов в комплекте идёт смазка, пыльник, два хомута и иногда новая ступичная гайка. Если вдруг в комплекте не оказалось смазки, лучше использовать графитовую смазку, а если её нет, то простой литол.Первым делом одеваем маленький хомут.

Затем пыльник (он должен уйти за ограничивающую шайбу) и большой хомут. Затем одеваем на вал привода стопорное кольцо. Теперь открываем тюбик со смазкой и полностью выдавливаем его в гранату. Вот и пришло время одевать шрус на привод.

Из-за стопорного кольца будет сложно привод засунуть в гранату, поэтому берём молоток и легонько, стараясь не повредить резьбу, садим гранату на место.Сейчас нужно надеть пыльник на шрус и затянуть хомуты.

Сборка происходит в обратной разборке последовательности, но есть один ньюанс! Не перетягивайте ступичную гайку! От этого может загудеть подшипник. Ступичная гайка должна быть затянута с усилием 225,0–250,0 Н*м.

Конечно же мало у кого есть динамометрический ключ. Так, что затягивайте гайку туго, но не со всей силы. По идее, на метровый вороток нужно будет надавить силой максимум 25 кг.

Но, труба удлиняющая при таком усилии будет пружинить, так что как тут опишешь точно. Но уж явно весом прыгать не надо.

Источник: https://autogearspb.ru/uhod-za-avtomobilem/kak-snyat-vnutrennyuyu-granatu.html

Признаки неисправности внутреннего шруса ваз 2110

Сен 5 2019

Неисправность любой из деталей в автомобиле обусловлена изменением её свойств, размеров, образованием выработки в трущихся деталях.

ШРУС – это шарнир, а значит, в его устройстве обязательно присутствуют элементы, работающие в тесном соприкосновении под постоянной нагрузкой. Этот механизм представляет собой шариковый своеобразный подшипник, однако, обоймы его имеют поперечные канавки, что позволяет изменять угол между ведущей и ведомой полуосью.

Для того, чтобы заставить двигаться автомобиль шарнир передаёт колёсам значительное усилие, к тому же постоянно меняет угол между полуосями. Со временем на трущихся деталях образовывается выработка, увеличивается зазор. Там, где нет тесного соприкосновения деталей, появляется посторонний шум.

Признаки поломки ШРУСа известны всем автолюбителям. Главный из них – появление характерного «хруста». Такой звук могут издавать только шарики, которые перекатываются по канавкам, т.к. имеют слишком большую выработку.

Звуковое сопровождение может появляться в любой момент, но обычно это происходит при поворачивании, резком ускорении, преодолении препятствий. Автолюбителям необходимо знать и о других вариантах того, как проверить ШРУС.

Окончательно убедиться в неисправности шарниров, помогут:

  • Несильные рывки при трогании автомобиля или изменении динамики;
  • Люфт вала полуоси при попытках двигать его в различных плоскостях.

Как определить неисправность ШРУСа

Первым признаком неисправности в шарнире равных угловых скоростей является легкий хруст, который появляется когда вы сдаете назад и выворачиваете руль в крайнее положение.

Если такая ситуация повторяется, то с высокой вероятностью, ШРУС начал умирать. Дальше начнутся стуки при обычных поворотах, и даже при небольших маневрах рулем. Но с этой бедой, еще можно ездить и даже достаточно долго.

Но вот когда появляются удары при разгоне, а позднее, специфические пробуксовки, то ШРУС нужно менять.

Устройство внутреннего ШРУСа

Внутренний шарнир равных угловых скоростей предназначен для передачи крутящего момента от трансмиссии ко внешнему ШРУСу. Он отличается от внешнего по размеру (в большую сторону) и стоимости, хотя состоит из тех же самых частей:

  1. Корпуса в виде чаши с ведомым валом.
  2. Внутренней обоймы – сферического кулака с ведущим валом.
  3. Сепаратора в виде кольца с отверстиями, чтобы удерживать шарики.
  4. Металлических шариков.

Роликовая разновидность шарнира характерна наличием опоры, которая при помощи трех роликов перемещается по дорожкам, нарезанным во внуренней части корпуса. Шарики или ролики находятся в канавках корпуса и удерживаются обоймой, которая соединяется с валом привода шлицевым соединением. При изменении угла ведущего и ведомого валов, шарики перемещаются по канавкам, непрерывно передавая усилие.

Симптомы

Вот мы и подошли к самому главному, а именно к определению неисправности. Нужно сказать все не так сложно как кажется на первый взгляд. Основных неисправностей несколько, перечислю по пунктам:

1) Порвался пыльник (это стоит отметить), если заметили — то сразу едем на СТО, возможно ШРУС еще можно спасти, просто поменяв пыльник. Это самый первый и очевидный симптом.

2) Еще одной косвенной причиной может быть колесо в смазке (когда рвется пыльник) его смазка разбрызгивается по всему диску.

3) Если все же «проворонили» этот момент, то можно различать по звукам. Самый первый и наиболее распространенный — это свист «гранаты», чем то похоже на трущиеся тормозные колодки (если бы они сносились в «ноль» до металла). Едем на диагностику.

4) «Рывки» трогаемся, ощущаются не сильные толчки в районе неисправной стороны, говорит о разбитых канавках гранаты.

5) «Щелчки» при трогании. Проявляется так – начинаем трогаться, несколько раз щелкнет (от 2 до 5) затем при движении все нормально, может повторяться через раз. Это также «граната», едем на диагностику.

6) «Хруст» при движении. Это уже — последняя стадия. Если трогаетесь, идет вибрация и хруст, то это говорит о том что – ШРУС не то что сносился, а его вот-вот заклинит, ехать очень опасно, он разбит дальше некуда.

Источник: https://prometey96.ru/tyuning/kak-proverit-privod-avtomobilya.html

Шрус — устройство и принцип работы гранаты

В разговорах опытных водителей и автослесарей можно услышать много неведомых слов, которые неизвестны начинающим автолюбителям. Например, такое слово как — ШРУС,  расшифровывается как шарнир равных угловых скоростей. В данной статье обширно раскрывается тема устройства данных компонентов, также раскрыта тема долговременного и безпроблемного использования ШРУСов.

ШРУС — система, обеспечивающая передачу крутящего момента от КПП к ведущим колесам, которая позволяет поворачивать колеса под углом до 70 градусов. В народе ШРУС называют “граната”, т.к. очень схожа по форме с оружием.

Инженерные умы уже около ста лет назад вплотную приступили к разработке этого элемента. “Граната” бывает разных типов, в зависимости от модели машины, но принцип работы идентичен.

Одна область ведущего вала сходится со ступичным валом, а другая область с дифференциалом, от этого происходит делегирование крутящего момента от двигателя на передние колеса.

ШРУСы делятся на 4 типа:

  1. Шариковый — самый часто используемый тип, стоит в автомобилях с передним приводом.
  2. Сухариковый — основное применение в машинах-большевесах, например грузовики, автобусы и пр.
  3. Спаренный — применяется крайне редко, т.к. слишком сложное строение.
  4. Трипоидный — из-за большого осевого перемещения используется во внутренних конструкциях.

Для комфортного передвижения и нормальной работоспособности двигателя на каждой стороне находится по паре шарниров (всего их 4), они систематизируются как внутренние и внешние.

Внутренний шрус

Создает вращение касательно внешнего механизма, вследствие чего происходит изменение радиуса полуоси по отношению к оси, если говорить простыми словами внутренний ШРУС — соединительный механизм между полуосью и КПП.

Внутренний ШРУС наиболее неподвижен и максимальный угол поворота составляет около 20 градусов. Основная масса сборки, выглядит как трипоид с роликами на подшипниках, они в свою очередь двигаются по углублениям в встречной колбе.

Такая деталь служит восполнением шагов подвески и сохранности целостности вала.

Наружный шрус

Представляет собой обойму и оболочку с углублениями, по ним двигаются шарики, совмещая составляющие части друг с другом. Для нормальной деятельности ходовой части внешняя «граната» должна качественно переводить крутящий момент под разными радиусами. ШРУС наружный крепится у основания колеса и оснащается шариковым шарниром на конце ведущего вала.

Пыльник шруса

Пыльник ШРУСа выглядит как чехол, изготовленный из термопласта либо из резины, защищая шарнир от внешних неблагоприятных факторов, также предохраняет потерю автосмазки, которая находится внутри ШРУСа. Количество таких чехлов в автомобиле составляет до 20 штук. Внешне пыльник выглядит как часть гофрированной трубки. Повреждение корпуса защиты может привести к потере смазочного покрытия и вследствие этого возникает усиленная амортизация.

Пыльник — единственная эффективная защита от повреждающих сегментов, и гарантия длительной исправной работы. Диагностику чехла следует проводить на регулярной основе (ежемесячно), и при малейшей трещине заменять его. Выбирать пыльник нужно не по составу изготовления, а по качеству и репутации производителя.

Слишком жесткий материал пыльника не подойдет для установки, для начала нужно одну из складок провернуть вокруг своей оси и на получившемся изгибе не должно быть заломов и трещин.

Внутренний пыльник подвергается большим нагрузкам со стороны работы двигателя с высокой температурой. Часто изнашивается инородными предметами, попадающими с проезжей части под капот. Повреждения пыльника характеризуются выделением смазки в большом количестве, внешними трещинами и микротрещинами.

Внешний ШРУС непосредственно передает движение вала на ступицу колеса и по размеру он меньше, чем внутренний. Также испытывает больший износ из-за трения деталей, взаимосвязи с дорогой и от постоянного сжатия и растяжения, так как ШРУС установлен непосредственно на колесе.

Чтобы рассмотреть повреждения внешнего пыльника необходимо вывернуть руль до упора, одна сторона элемента растянется, что дает хорошую возможность определить целостность.

Неисправности шруса

Внутренний ШРУС — один из главных элементов трансмиссии в автомобиле, и в связи с этим изготавливается из высококачественных материалов (не считая подделок). Обычно срок годности этих деталей высок, но часто получается что износ наступает намного раньше, такое бывает даже у новых машин.

Причины износа ШРУСа:

  1. Недостаточное количество смазочного материала, либо его плохое качество.
  2. Плохое качество материала при изготовлении ШРУСа, использование поддельных и бракованных деталей.
  3. Проникновение инородных предметов и воды из-за того что пыльник вышел из строя.
  4. Плохое покрытие дорог, и неаккуратное вождение по этим дорогам.
  5. Несвоевременно проведенная диагностика и замена запчастей.

Первичную диагностику можно провести водителю самому, не прибегая к помощи автослесаря, путем поверхностного осмотра, благодаря этому можно выявить повреждения пыльника. Для более детального осмотра придется шарнир разобрать, в этом поможет эстакада, яма или просто домкрат. Провести диагностику ШРУСа самому не составит труда.

Характерные поломки шарнира:

  1. Посторонние звуки (хруст), они усиливаются при: повороте, разгоне, преодолении барьеров. Шарики очень износились что беспроблемно двигаются по углублениям.
  2. Недостаток смазки внутри деталей.
  3. Зазор вала. Для того что бы понять так ли это, необходимо взять полуось и подвигать ее, при наличии дефекта вы сразу обнаружите люфт в рабочей стороне ШРУСа.
  4. Инородные предметы, которые попадают с дорожного покрытия.

Чтобы определить звук неисправности наружного шарнира, нужно выбрать ровную поверхность, максимально повернуть в сторону руль и резко двинуться с места, обеспечивая тем самым нагрузку на шарнир, и если он действительно неисправен, то будет слышен знакомый шум. Важно определить с какой стороны исходит хруст.

Поломку во внутренних шарнирах диагностируют немного по-другому. Здесь наоборот необходимо найти плохую дорогу с ямами и проехать по ним. Если ШРУС застучал, то значит выявилась поломка. Существует еще способ диагностики хруста внутреннего ШРУСа.

Нужно нагрузить хвостовую часть машины так, чтобы перед приподнялся, а ось внутреннего шарнира по возможности максимально согнулась. Приоритетным признаком поломки является хруст в движении.

Не рекомендуется ездить с загруженной задней частью машины, на постоянной основе, контролируйте пружины амортизатора.

Третий способ распознать с какой стороны “граната” стучит, заключается в последующем алгоритме:

1 — выставить равномерно колеса автомобиля.

2 — поднять одно любое ведущее колесо подъемником.

3 — установить автомобиль на ручник и снять с передачи.

4 — плавно “тронуться” (вывешенное колесо начнет вращаться).

5 — потихоньку выжать педаль тормоза, таким образом создается естественная нагрузка на “гранату”. Если присутствует неисправность в одном из внутренних ШРУСов, сразу появятся звуки, в неисправной части машины. Если дефекта нету, то машина просто начинает глохнуть.

6 — Максимально вывернуть руль. Медленно выжимать педаль тормоза. Если есть неисправность — то хруст будет продолжаться. Если присутствует поломка ШРУСа с другой стороны, то прибавится дополнительный звук. Полностью понять что поломка состоит именно в ШРУСе можно если в начале движения авто появились рывки.

Предпочтительнее конечно машину не доводить до состояния полной амортизации и проводить ежемесячную проверку. При подвешивании колеса и проверке ШРУСов придерживайтесь правилам безопасности, не забывайте поставить машину на ручник, а лучше всего пользуйтесь колесным стопором.

Обратите внимание, не забыли ли вы установить нейтральную передачу, выключить двигатель, дождитесь полной остановки колеса до того, как поставите его на поверхность.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой двигатель стоит на ваз 2101

Замена шруса

ШРУС – деталь ходовой части, который необходима регулярная диагностика. Даже малое проникновение грязи и влаги может быстро привести в негодность. Избежать этого можно с помощью проведения осмотра резиновых чехлов на наличие повреждений.

Для того чтобы понять какой износ детали, необязательно ехать на СТО, проверка и замена ШРУСа может проводиться автолюбителем самостоятельно, о которой было написано выше. Многие автомобилисты узнав стоимость замены шарнира, продолжают ездить со сломанной деталью, а зря.

Замена ШРУСа — это единственный способ комфортно передвигаться на своем автомобиле.

Некоторые водители думают что эти делали долговечные и их не стоит менять, но это большое заблуждение. Произвести замену ШРУСа нужно сразу же как выявили хоть незначительные неисправности, в противном случае машина “станет колом”. Опытному хозяину машины не составит труда заменить шарнир самостоятельно, а новичку придётся “повозиться”.

Небольшой совет: слейте немного масла с трансмиссии, перед снятием колеса и возьмите монтировку — она будет рычагом при снятии ведущего вала. Чтобы сменить ШРУС необходимо сначала снять колесо, открутить болты ступицы, убрать тормозной диск, суппорт, шаровую опору и рулевой наконечник. Монтировкой, спокойными ударами, отбиваем ведущий вал. Далее такими же ударами нужно выбить наружную “гранату”, вращая ее по полуоси и поставить новую деталь таким же методом.

Ставя колеса на место будьте очень внимательны, так как есть вероятность получить развал колес. Длительность замены шарниров составляет около часа.

Регулярно диагностируйте свой автомобиль и тогда не придется возится с заменой ШРУСа.

Источник: https://elm327.club/remont-i-obsluzhivanie-avto/shrus.html

Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС)

Шарнир равных угловых скоростей (сокращенно ШРУС или «граната» – это одно и то же) – такое название одного из элементов трансмиссии автомобиля часто можно услышать на автосервисных предприятиях и в мастерских, но далеко не все автомобилисты представляют себе, что это такое и какие последствия может вызвать неисправность этого узла.

Существует несколько видов шарниров равных угловых скоростей, отличающихся друг от друга не только конструкцией, но и местами их использования.

Что такое ШРУС и зачем он нужен в автомобиле

Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС) – это механизм, обеспечивающий равномерную передачу крутящего момента к ведущим колесам при их повороте на угол до 70° относительно оси. Используются такие шарниры на автомобилях с независимой подвеской в конструкции привода управляемых колёс.

Задача передачи крутящего момента от двигателя к колёсам оказалась в техническом плане не такой уж простой и потребовала от автоконструкторов создания трансмиссии. При этом колеса «живут» в машине своей жизнью и крепятся к кузову независимо по отношению к коробке передач.

Для заднеприводных автомобилей вопрос решился использованием в конструкции кардана. А вот для переднеприводных автомобилей потребовались иные устройства, обеспечивающие передачу вращательного движения к «подпрыгивающим» относительно кузова колесам.

Технические приёмы, обеспечивающие компенсацию такой неравномерности угловых скоростей, оказались эффективными до углов между осями ведущего и ведомого колес не более 20⁰.

В то же время для переднеприводных автомобилей требовалось обеспечить передачу крутящего момента без «искажений» при углах поворота колёс до 70⁰, причём такая передача должна была быть ещё и очень надежной, ведь узел подвергается высоким нагрузкам.

Теоретическое решение – ШРУС, было найдено давно: устройство запатентовано еще в 20-х годах прошлого века инженером А.Рцеппой (шарнир Рцеппа), а для его практической реализации потребовалось почти 40 лет (Япония, 1963 г.).

Конструктивно один из распространённых вариантов ШРУС выглядит следующим образом.

Ведущий вал посредством шлицевого соединения приводит в движение внутреннюю обойму, на рабочей стороне которой выполнены шесть канавок. На внешней обойме шарнира (соединённой с ведомым валом) также выполнено шесть канавок. А обоймы связаны между собой через шарики, расположенные в вырезах сепаратора.

Подобная конструкция обеспечивает (в отличие от простой карданной передачи) равенство мгновенных угловых скоростей ведущего и ведомого валов.

Виды шарниров равных угловых скоростей

Шариковые варианты конструкции ШРУС, хотя и наиболее распространены в легковом автомобилестроении, оказались не единственно возможными.

Шариковый ШРУС

Практическое применение для легковых и лёгких коммерческих автомобилей нашли триподные ШРУСы, в которых роль шариков выполняют вращающиеся ролики со сферической рабочей поверхностью.

Трипоидный ШРУС

Для грузовой техники распространение получили кулачковые (сухариковые) шарниры типа «Тракта», состоящие из двух вилок и двух фасонных дисков. Вилки в таких конструкциях достаточно массивные и способны выдерживать большие нагрузки (что и объясняет область их использования).

Кулачковый (сухариковый) ШРУС

Необходимо упомянуть и ещё один вариант ШРУС – спаренные карданные. В них неравномерность передачи угловой скорости первого кардана компенсируется вторым карданом.

Спаренный карданный ШРУС

Как уже упоминалось выше, угол между осями двух валов не должен в этом случае превышать 20⁰ (иначе появляются повышенные нагрузки и вибрации), что ограничивает область использования такой конструкции в основном строительной и дорожной техникой.

Внутренние и наружные ШРУСы

Помимо различий в конструктивном исполнении, ШРУСЫ разделяются по месту их установки на наружные и внутренние.

Наиболее распространённый тип наружного шарнира – шариковый. Внутренний ШРУС не столько обеспечивает большой угол между валами, сколько компенсирует перемещения приводного вала при движении его относительно подвески. Поэтому часто в качестве внутреннего шарнира в легковых автомобилях используется триподный узел.

Необходимое условие нормальной работы ШРУСов – смазка движущихся частей шарнира. Герметичность рабочего пространства, в котором находится смазка, обеспечивают пыльники, предотвращающие попадание на рабочие поверхности абразивных частиц. С учётом высокой нагруженности деталей, в них используются только специально разработанные для таких узлов виды смазок.

Как определить неисправность ШРУС

Срок службы ШРУСов в современных автомобилях при правильной эксплуатации практически сопоставим с ресурсом самой машины, хотя условия работы наружных и внутренних шарниров существенно отличаются (наружные узлы более нагружены, так как воспринимают воздействия непосредственно от колёс).

Заводской брак редко является причиной поломки ШРУСА, а вот эксплуатационный характер отказа встречается куда чаще. Прежде всего, это может быть банальное повреждение пыльника, и, как следствие, попадание в смазку шарнира влаги, пыли и грязи с содержанием абразива.

Именно поэтому периодический визуальный осмотр целостности пыльников обязателен при периодическом обслуживании автомобиля. Замасленная деталь или следы смазки, разбрызганные по колесу – явное свидетельство необходимости замены пыльника (если только отказ не перешел в более тяжёлую стадию).

Другая частая причина отказа – агрессивный характер вождения, особенно с вывернутыми до упора колёсами. При таком стиле вождения шарниры испытывают запредельные нагрузки, неизбежно приводящие к отказу. К похожему результату можно прийти при частой езде по разбитым дорогам.

Высоко нагруженные наружные шарниры на ранних стадиях отказа издают звук похожий на свист полностью изношенных тормозных колодок. Дополнительно состояние узла проверяется на ровной дороге: при резком трогании с места с вывернутыми колёсами. Появление характерных толчков или щелчков свидетельствует о неисправности шарнира. Полезно в этом случае сразу осмотреть пыльники (тем более что для этого не требуется поднимать машину).

Если в начале движения слышен хруст – это свидетельство необходимости безотлагательных мер по замене наружного ШРУСа. Характер звука при этом весьма специфический: его трудно спутать с другими звуками, и раздаётся он с той стороны, с которой произошла поломка.

Определить какой из внутренних ШРУСов неисправен – внутренний правый или внутренний левый – несколько сложнее.

  1. Для этого автомобиль вывешивается на подъёмнике, и тем самым добиваются максимального угла шарнира (между приводным валом и поверхностью земли).
  2. Двигатель запускается, и при включённой передаче прослушивают узел на посторонние звуки. Хруст слева или справа свидетельствует о поломке соответствующего шарнира.
  3. Кроме этого проверяется люфт приводного вала между наружным и внутренним шарнирами. При исправных шарнирах люфт отсутствует.

Если нет возможности установить машину на подъемник, выбирают участок дороги с ямами и рытвинами, и аккуратно въезжая в них колёсами с разных сторон (фактически вывешивая автомобиль с соответствующей стороны) выявляют посторонние шумы (хруст).

Последствия эксплуатации автомобиля с неисправными ШРУСами, особенно на стадии уже выявленного хруста, могут быть весьма тяжёлыми, ведь хруст сигнализирует о возможности скорого внезапного разрушения шарнира. В свою очередь это может привести к заклиниванию колёс и созданию аварийной ситуации на дороге.

Замена ШРУСов обходится не дёшево: узлы оригинальных приводов достаточно сложные механизмы изготовленные из специальных материалов. А в запущенных случаях разрушение внутреннего ШРУСа может привести к попаданию остатков игольчатых подшипников в картер коробки передач и необратимым повреждениям уже самой коробки.

как проверить внутренний и наружный ШРУСы на исправность

Источник: https://unit-car.com/ustroystvo/35-shrus.html

Шарнир равных угловых скоростей: что это такое

Владельцам транспортных средств с передним приводом стоит знать, что такое ШРУС в автомобиле. Данный узел имеет еще несколько жаргонных названий среди бывалых автомобилистов.

Важность установленного узла

Желающим иметь представление о том, каким образом расшифровывается аббревиатура ШРУС, подскажем, что за этими литерами скрывается шарнир равных угловых скоростей. Применение его стало актуальным в период разработки первых машин с передним приводом. Преимущества подобного типа транспорта знает практически каждый автолюбитель, так как в их перечень входят такие плюсы:

  • более предсказуемая и эффективная управляемость машиной;
  • повышенная степень проходимости, в отличие от заднеприводных аналогов;
  • экономичный расход топлива.

Одной из основных проблем, возникающих в процессе передачи вращения, служили немалые потери мощности. Также к минусам переднеприводной конструкции относили другие факторы:

  • стандартные крестовые шарниры чрезвычайно быстро выходили из строя;
  • на колеса вращение передавалось достаточно неравномерно;
  • в процессе работы на обычных шарнирах появлялась чрезмерная вибрация;
  • основные элементы, участвующие в передаче движения (валы, шестерни, шлицевые соединения и пр.), подвергались чрезмерно интенсивным силовым нагрузкам.

Изобретенный инженерами-автомобилистами автомобильный ШРУС в первой четверти прошлого века помог разрешить описанные технические проблемы. Новый узел стал передавать получаемую мощность практически без потерь к колесам.

Успех применения шарнира в переднеприводной технике позволил задействовать принцип и в заднеприводном транспорте. Подобный узел автокомпании монтируют в авто с ведущей второй парой и с независимой подвеской.

Принято считать, что одним из родоначальников подобной конструкции стал французский изобретатель Грегуар. Он получил официальный патент на кулачковый механизм в двадцатых годах прошлого века. Формат спаренного кардана равных угловых скоростей оказался востребованным в машинах американских марок.

Благодаря своей оригинальной форме многие автомобилисты называют такой шарнир «гранатой». Соответственно, граната и ШРУС — это одно и то же, поэтому можно пользоваться и таким прозвищем автомобильного узла. Похожий на опасные боеприпасы элемент конструкции автомобиля способен передавать вращение при значительных углах поворотов колес, которые могут достигать 70 градусов.

Каким образом работает и как устроен ШРУС

Устройство ШРУСа автомобиля во многом зависит от типа данного автомобильного узла. Аналогичные гомокинетические шарниры можно обнаружить не только на переднеприводных авто, но и на полноприводных машинах.

Обычно на одном приводе с каждой стороны присутствует два варианта шарниров: внутренний и внешний. Между ними мало конструкционных различий. Получается, что всего в авто оказывается четыре «гранаты». Данный тип сборки позволяет добиться максимального выкручивания колес без существенного снижения мощности и без большого силового нагружения соединений.

Диагностические работы с узлом могут быть проведены в любом автосервисе или в гаражных условиях. Принято считать, что ШРУСы не относятся к ремонтопригодным конструкциям. Если происходит их износ или существенное механическое повреждение, то проводится полная замена шарниров.

Чтобы понять, как работает ШРУС и где он располагается, достаточно заглянуть со стороны дна автомобиля в подкапотную зону. Визуально «граната» напоминает подшипник, только большего размера. Традиционно в конструкцию входят такие элементы:

  • корпус цилиндрической формы, оснащен обоймой с радиальными или продольными канавками;
  • металлический сепаратор, помогающий фиксировать шарики в своих зонах;
  • комплект из шести шариков, изготовленных из прочной легированной стали;
  • обойма внутри в формате звезды;
  • дополнением корпуса служит шлицевой ведущий вал (представляет собой ручку «гранаты»), соединенный с выходными валами от КПП или с передними ступицами.

Внутренние шарниры, контактирующие с коробкой передач, помогают компенсировать колебания подвески в вертикальной плоскости. Задачей второй пары (внешней) является передача крутящего момента на колеса при любом образовавшемся угле поворота с минимальными потерями.

Для фиксации ШРУС на приводном валу инженеры предусмотрели обязательное стопорное колечко. Оно монтируется с тыльной стороны внутренней обоймы. Для предотвращения проникновения механических загрязнителей снаружи предусмотрены конструкцией резиновые пыльники, изготовленные в виде гармошки. Они фиксируются по краям при помощи затяжных хомутов.

Источник: http://ktonaavto.ru/remont-i-obsluzhivanie/transmissiya/sharnir-ravnyh-uglovyh-skorostej-chto-eto-takoe.html

Неисправность ШРУСа – диагностика, как определить поломку по характерным признакам

Здравствуйте, уважаемые автомобилисты! Наслаждение всеми преимуществами переднего привода на современных автомобилях, с лихвой «компенсируется» проблемами, которые могут создать некоторые детали ходовой части.

В случае с передне- и полноприводными машинами, одним из самых проблематичных мест являются шарниры равных угловых скоростей. Сокращенно ШРУСЫ или, попросту, «гранаты».

Изучая специальную литературу можно найти утверждения, что все элементы ШРУСов изготавливают из сверхпрочных сплавов, износ которых происходит крайне медленно.

Но, как показывает практика, признаки неисправности ШРУСа могут появиться даже у авто, совсем недавно покинувшего сборочный конвейер автозавода. Причин этому может быть несколько, но самыми распространенными являются:

  • низкое качество ШРУСов, установка подделок или бракованных запчастей;
  • отсутствие или плохое качество смазочных материалов;
  • повреждение пыльника и попадание в механизм абразивного мусора, воды;
  • агрессивный стиль езды и отвратительное состояние дорожного покрытия.

Как самостоятельно определить неисправность ШРУСа

Проверка люфта ШРУСа

Неисправность любой из деталей в автомобиле обусловлена изменением её свойств, размеров, образованием выработки в трущихся деталях.

ШРУС – это шарнир, а значит, в его устройстве обязательно присутствуют элементы, работающие в тесном соприкосновении под постоянной нагрузкой. ШРУС представляет собой шариковый своеобразный подшипник, однако, обоймы его имеют поперечные канавки, что позволяет изменять угол между ведущей и ведомой полуосью.

Для того, чтобы заставить двигаться автомобиль шарнир передаёт колёсам значительное усилие, к тому же постоянно меняет угол между полуосями. Со временем на трущихся деталях образовывается выработка, увеличивается зазор. Там, где нет тесного соприкосновения деталей, появляется посторонний шум.

Признаки поломки ШРУСа известны всем автолюбителям. Главный из них – появление характерного «хруста». Такой звук могут издавать только шарики, которые перекатываются по канавкам, т.к. имеют слишком большую выработку.

Звуковое сопровождение может появляться в любой момент, но обычно это происходит при поворачивании, резком ускорении, преодолении препятствий. Автолюбителям необходимо знать и о других вариантах того, как проверить ШРУС.

Окончательно убедиться в неисправности шарниров, помогут:

  • несильные рывки при трогании автомобиля или изменении динамики;
  • люфт вала расположенного между ШРУСами при попытках двигать его в различных плоскостях.

Признаки неисправности внутреннего ШРУСа

Как известно, на каждое ведущее колесо конструкция предусматривает по две гранаты — внешний, передающий усилие от полуоси на ступицу колеса и внутренний, который вращает вал от КПП.

Хотя оба ШРУСа – это звенья одной цепи, но внешний выходит из строя гораздо чаще и быстрее. Обусловлено это тем, что нагрузки и углы поворотов шарнира на ступице гораздо больше.

При этом наружный ШРУС меньше по размерам. Описанные выше признаки поломки в больше степени относятся к наружным шарнирам. Для того, чтобы убедить в неисправности наружного ШРУСа, необходимо максимально повернуть руль и начинать движение. Когда угол между полуосями приближается к своему максимуму, неисправный начинает «хрустеть».

Логичным будет вопрос, о том, как проверить внутренний ШРУС, ведь в естественном состоянии очень сложно добиться максимального искривления шарнира. В отличие от наружного, внутренний может подавать звуковые сигналы о неисправности в прямолинейном движении.

Особенно чётко сигнализирует ШРУС о необходимо замены при преодолении ям, канав, сугробов. Изношенный шарнир, конечно, будет иметь значительный люфт при проверке вала рукой, а окончательно убедиться в необходимости замены ШРУСа можно, если приподнять машину на подъёмнике.

Включение первой передачи позволит вращаться колёсам в подвешенном состоянии, когда внутренний ШРУС значительно искривляется. Вот здесь и проявляется тот, ни с чем несравнимый, шарнирный «хруст». А это означает: пора ехать в автомагазин за ремкомплектом, и приступать к его замене.

Источник: https://cartore.ru/291-neispravnost-shrusa-diagnostika.html

Пыльник. Что это такое?

Взаимосвязанные между собой детали автомобиля требуют постоянной защиты.

Наличие в узлах (места взаимодействия) различных смазочных материалов предполагает использование чехлов, предотвращающих вытекание смазки, а также попадание различных микрочастиц (пыль, вода, грязь и тому подобное). Эти защитные специальные чехлы из резины и называют пыльниками.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какие типы подвесок применяются на автомобилях

Они могут быть совершенно различных размеров и форм, к примеру, вытянутые или в форме колокола, но все они имеют только одно предназначение — защита любого трущегося соединения (шарнирного или любого другого).

Любое повреждение пыльника – это достаточно серьёзная неприятность, ведь даже самая мелкая трещинка приведёт к попаданию в него влаги и пыли. Вследствие этого образуется абразив, который может привести к более быстрому износу, коррозии, а также проблемам в работе.

Так как пыльники подвержены различным воздействиям, то необходимо постоянно проверять их состояние. Это нужно для того, чтобы Вы смогли вовремя заменить их новыми, не допустив тем самым нарушений в работе защищаемого пыльниками узла.

Чтобы пыльник идеально выполнял свою работу, он должен иметь следующие характеристики:

  1. Материал, применяемый для изготовления, должен быть эластичным;
  2. Пыльник должен быть адаптирован к функционированию при самых разных температурных режимах и устойчив к агрессивным средам;
  3. Реакция на ГСМ должна отсутствовать.

Пыльник ШРУСа

ШРУС — это деталь каждого автомобиля, имеющего передний привод. Его конструкцией предусмотрено по 2 «гранаты» (второе название ШРУСа) на каждой из сторон (одна внутренняя, а вторая – внешняя), каждую из них защищает наружный пыльник ШРУСа и внутренний пыльник ШРУСа соответственно. Изготавливают их обычно из силикона либо неопрена для обеспечения защиты даже  при самых сложных условиях.

Внешним видом пыльники ШРУСа напоминают конус, который сложен «гармошкой». Такую форму выбрали не просто так – благодаря ей деталь удаётся оградить от пережатий при изменении угла. Фиксируется пыльник с двух сторон хомутами, помогающими надёжно защищать шарнир от пыли.

Если привод регулярно осматривать, то можно вовремя заметить любое из повреждений пыльника. Обнаружив малейшую трещинку или иной дефект, который может нарушить герметичность, необходимо сразу же поменять пыльник на новый.

Заменить пыльник вовсе не такое уж и сложное дело, но довольно хлопотное. Первым делом необходим демонтаж привода. Далее, после завершения этого процесса, повреждённый пыльник разрезается и затем снимается граната. Прежде, чем одевать на шарнир новый пыльник, необходимо его промыть, а затем нанести смазку. Если у Вас всё сделано, то можете возвращать детали обратно на своё место.

Хомуты, так же как и пыльник с повреждениями, обязательно заменяются, их нельзя использовать повторно. Подробнее о замене пыльника ШРУСа Вы можете ознакомиться в статье «Замена наружного ШРУСа и пыльника ШРУСа».

Пыльник рулевой тяги

Используются пыльники и в рулевом управлении. Форма их, а также крепление обусловлены спецификой конструкции. От того, где они крепятся, зависит напрямую сложность замены пыльника:

  • Если пыльник расположен в месте, где рулевые тяги крепятся к рейке, как, например, в «девятке», то Вам придётся довольно сложно, так как для его замены нужно выполнить ряд процедур, которые включают и разборку механизма рулевого управления.
  • В ВАЗовских автомобилях обычно пыльники находятся на концах рейки. Для замены какого-либо из них, Вам нужно будет лишь убрать хомуты, затем открутить гайку, которой крепится тяга, отсоединить её и снять пыльник.
  • Среди множества видов пыльников можно найти и очень интересные. Например, в одной из моделей «Фольксваген» они изготовлены в виде эластичных колпачков, которые одеты на корпус и закреплены с помощью хомутов. Такие пыльники защищают механизм рулевого управления от попадания грязи и достаточно легко меняются.

Пыльник шаровой опоры

Отличается этот вид пыльников от описанных выше моделей тем, что конструкция их напоминает гриб, где узкая часть плотно прилегает к пальцу, а более широкая расположена на корпусе самой опоры. Для закрепления пыльника используют стопорное кольцо.

Замена пыльника шаровой опоры, имеющего повреждения, осуществляется довольно легко. Необходимо просто рассоединить ступицу и опору, а потом отвёрткой аккуратно подцепить стопорное кольцо. После того, как Вы это сделаете, можно спокойно снять с опоры пыльник. Прежде, чем устанавливать новый пыльник, необходимо как можно тщательнее промыть все поверхности, а также смазать их.

Такие же пыльники используют и для наконечников рулевых тяг – они абсолютно идентичны (и сама конструкция, и способ замены). Размер – это единственное, чем они всё же различаются.

Пыльник амортизатора

Эти пыльники используют, чтобы  защищать амортизаторы, обычно они выполнены в форме гофрированного чехла из резины и довольно часто не закрепляются вообще. Держатся они за счёт хорошего прилегания, а предназначением их является защита штока от пыли и грязи. Как всегда, есть и исключения – ВАЗовская «классика», где применяется металлический чехол. Он, конечно, обеспечивает более длительную защиту, однако менее эффективен, чем его сородичи, выполненные из резины.

Требования к материалу, из которого изготавливают пыльники, очень завышены, ведь для того, чтобы функционировать так, как нужно в условиях перегрузок, он обязан выдерживать довольно широкий диапазон температурного режима. Помимо этого, он должен быть стойким и не разрушаться при попадании на него масла или соли, которой в зимний период обрабатывают дороги.

Пыльник тормозного суппорта

Всего существует два вида пыльников суппорта – один из них предназначен для направляющей, а второй защищает поршень. Они отличаются друг от друга формой, но оба изготовлены из пружинистого материала, способного выдерживать перегрузки и обеспечить защиту суппорта от пыли.

Довольно часто автомобильный пыльник меняется во время проведения планового ремонта. Если Вы обнаружили какие-либо повреждения, то лучше всего будет сразу поменять изношенную деталь на новую. Не проведённая вовремя замена может вполне привести к очень печальным последствиям.

Пыльник маховика 

Этот пыльник особо выделяется среди остальных. Для его изготовления используют металл – в этом его главное отличие от остальных вариаций. Пыльник маховика предназначен для надёжной защиты самой детали от попадания в него сторонних жидкостей или частиц, поэтому он имеет второе название — крышка картера сцепления.

Конечно, он точно так же, как и остальные детали, может быть повреждён механически или изношен. Если нет возможности восстановить его рабочее состояние, то его необходимо заменить.

Источник: https://olade.ru/pylnik-chto-eto-takoe

Как сбить гранату с привода — Авто-мастер

В статье мы рассмотрим, как поменять гранату на ВАЗ-2109 и аналогичных автомобилях. К последним относятся модели 2108, 21099, 2113, 2114, 2115. Впрочем, все переднеприводные автомобили ВАЗ имеют схожую конструкцию, поэтому наше руководство можно использовать и при ремонте других моделей. Но сначала давайте рассмотрим, что такое граната, из чего она состоит и для какой цели вообще установлена на машине.

Что такое граната?

Граната – это просторечное название шарнира равных угловых скоростей, который позволяет передать движение от коробки передач автомобиля к колесам. Обратите внимание на конструкцию привода автомобиля. От коробки передач, состоящей из валов и дифференциала, идут два штока, на концах которых находятся подвижные элементы (ШРУСы). Они позволяют передавать движение на колеса, которые находятся ниже, чем ось дифференциала.

Именно с помощью подвижных шарниров удается реализовать вращение передних колес. По сути, это некое подобие крестовины, которая устанавливается на карданных валах. Вот только граната намного прочнее и долговечнее. Почему граната? Да просто этот элемент очень похож на этот снаряд и ничего более. Состоит из трех частей – внешняя и внутренняя обоймы, шарики между ними. Внутрь запрессовывается специальная смазка.

Вряд ли можно назвать точный пробег, по истечении которого нужно проводить замену гранат 2114. Во многом ресурс элементов зависит от таких факторов:

  1. Производителя. Отечественные и европейские гранаты служат намного дольше, нежели заполонившие в последние годы рынок китайские.
  2. Качество металла. Главное, чтобы металл был закален, в противном случае, очень быстро произойдет выработка.
  3. Стиль вождения водителя. Если вы привыкли к агрессивному стилю, то нельзя позавидовать гранатам, как, впрочем, и всему автомобилю. Ресурс элементов уменьшается.

Как увеличить срок службы?

Достаточно качественные гранаты могут прослужить 30-60 тыс. км. В некоторых случаях ресурс увеличивается в 2-3 раза. Чтобы это сделать, нужно соблюдать такие правила:

  1. Не нагружать элементы – резкий разгон и торможение увеличивают износ.
  2. Следите за состоянием пыльников – если они порвутся, то на шарнир попадет пыль, вода. Это приведет к разрушению металла.

Если своевременно менять пыльники и наносить новую смазку, то гранаты могут прослужить намного дольше. И стоит обратить внимание на то, что элементы, устанавливаемые на заводе-изготовителе, намного качественнее, нежели те, которые продаются в магазинах.

Поэтому, если вам посчастливилось стать первым и единственным владельцем девятки, следите только за состоянием пыльников и производите их замену своевременно.

Процедура замены гранат ВАЗ достаточно проста, но придется немного помучиться, так как сбить старый элемент с привода проблематично. Вам нужны такие инструменты:

  1. Набор головок и ключей. В частности, потребуется накидной ключ или головка на «30».
  2. Домкрат (лучше всего использовать гидравлический в паре с опорой).
  3. Молоток.
  4. Зубило. Перед тем как поменять гранату на ВАЗ-2109, ее необходимо снять, для этого потребуется расконтрить гайку.
  5. Емкость 4-5 литров.
  6. Съемник для стопорных колец.
  7. Тиски.

А также вам потребуется наличие нового комплекта для ремонта. Он состоит из гранаты, стопорного кольца, смазки, гайки, пыльника и двух хомутов.

Начинаем ремонт

Итак, первым делом нужно демонтировать старую гранату. Кстати, перед тем как поменять пыльник на гранате ВАЗ-2109, выполняются такие же манипуляции. Все дело в том, что его можно заменить только после того, как будет осуществлено снятие.

Без этого поставить новый пыльник попросту не получится. Вам потребуется выполнить такие манипуляции:

  1. На ремонтируемой стороне ослабить крепление колеса.
  2. При помощи выколотки нужно выпрямить грани гайки.
  3. Под задними колесами установите упоры, которые не позволят машине скатиться.
  4. Ключом на «30» сорвите гайку.
  5. Приподнимите на домкрате сторону автомобиля, на которой производится ремонт, снимите колесо, и установите машину на опору.
  6. Выкрутите полностью гайку с гранаты. Обратите внимание на то, что шайба используется при установке новой гранаты – не потеряйте ее!
  7. Слейте из КПП масло.
  8. Выкрутите два болта, которыми крепится шаровая к рычагу подвески. Проверьте состояние шарнира – если оно плачевное, то придется менять.
  9. Скорее всего, вам придется вытягивать палец из поворотного кулака. Наконечник может помешать снятию гранаты.
  10. Теперь, когда все готово, можно потянуть ступицу вместе со стойкой, чтобы освободить ШРУС.

Как снять гранату с привода?

Внутренняя граната легкими постукиваниями извлекается из коробки передач. Но нужно соблюдать одно условие – если извлекаете сразу две внутренние гранаты из коробки, делайте это поочередно. Сначала вынимаете одну, вместо нее ставите заглушку, затем вторую. В противном случае дифференциал может попросту рассыпаться. И для ремонта потребуется полностью разбирать коробку передач.

А теперь давайте поговорим более подробно о том, как поменять наружную гранату на ВАЗ-2109. Дело это не очень сложное, но потребуется сноровка. Первым делом нужно срезать старый пыльник – он вам больше не понадобится, поэтому его можно снять таким «варварским» способом. Хомуты, конечно же, тоже нужно снять.

После этого вал крепко зажимаете в тисках, чтобы граната оказалась снизу. Расположите ее так, чтобы она ровно стояла на валу – вы сможете ее быстрее сбить. Через деревянную проставку нанесите несколько резких ударов. Граната должна без проблем сойти с вала. Наносить удары металлическими предметами нельзя, так как можно разрушить целостность элемента. При замене гранат на ВАЗ-2114 необходимо приводы снимать полностью, это позволит существенно упростить ремонт.

Установка новых шарниров

И остался заключительный этап – установка новых шарниров на привод. О том, как поменять гранату на ВАЗ-2109, вы уже почти знаете все. Осталось поставить новый элемент.

Сначала промываете вал, избавляетесь от пыли, остатков смазки, затем надеваете новый пыльник. Далее выполняете такие манипуляции:

  1. Ставите новое стопорное кольцо.
  2. Аккуратно, стараясь не повредить, надеваете гранату на вал. Чтобы она села, нужно нанести несколько резких ударов через проставку из дерева.
  3. Под пыльник и на внутреннюю часть шарнира нанесите смазку. Кстати, в комплекте идет небольшое количество, рекомендуется добавить еще немного.
  4. Фиксируете пыльник при помощи двух хомутов.

После того, как соберете весь привод, можно приступить к его установке на автомобиль. Работа выполняется в обратном порядке. Сначала ставите на место внутренний ШРУС, затем внешний.

Затяните гайку и зафиксируйте ее при помощи зубила. Чтобы не появилась коррозия, на гайку можно нанести небольшое количество «Литола» и закрыть ее колпачком. Теперь вы знаете, как поменять гранату на ВАЗ-2109 самостоятельно. Процедура не займет много времени, зато вы сможете сэкономить круглую сумму. В мастерских запросят за ремонт примерно столько же, сколько стоит комплект шарниров (около 1000 рублей).

Источник: https://vianor14.ru/remont-avto/kak-sbit-granatu-s-privoda.html

Что лучше для передних приводов Нива: ШРУС бирфилд, Лебро или трипоид?

На сегодняшний день в передних приводах Нива используется 3 основных типа внутреннего ШРУСа: шариковый, трипоид и Лебро.

Бирфилд, или шариковые ШРУСы

На Ниву и Шеви Ниву заводом-изготовителем устанавливаются внутренние ШРУСы Бирфилд (шарниры равных угловых скоростей), которые состоят из гранаты (корпуса) привода и внутренней обоймы сепаратора с шариками, вращающегося по канавкам. Отсюда и наиболее распространенное название Бирфилдов — шариковые ШРУСы. Во внутреннюю обойму устанавливается вал приводов, который соединяет его с наружным приводом.

Для нивавода, периодически съезжающего с асфальта, заводской ШРУС — один из самых проблемных узлов автомобиля.

Его конструктивные недостатки заключаются в следующем:

  • восприимчив к нагрузкам, возникающим при осевом перемещении из-за недостаточного продольного хода;
  • подвержен износу при больших углах поворота ШРУСа;
  • не выдерживает больших моментов на скручивание;
  • как следствие, «живет» достаточно недолго.

Все это создает целый ряд проблем для ниваводов:

а) когда при разрушении сепаратора шарики высыпаются, крутящий момент перестает передаваться с редуктора на колеса и уходит на гранату ШРУСа, что означает полное отключение переднего привода Нива в случае, если на ваш автомобиль не была установлена блокировка дифференциала. Иными словами, машина просто не едет. В условиях бездорожья это если не тупиковая, то достаточно затруднительная ситуация.

б) Отсюда — первый вывод: нужно иметь при себе ЗиП. Чтобы установить новый сепаратор вместо разрушенного стокового, нужно проконтролировать, чтобы положение шариков в канавках соответствовало заводской схеме. Однако сепараторы отдельно не продаются,и чтобы так починить ШРУС, нужно еще где-то раздобыть «донора». Кроме того, в осуществить такой ремонт в полевых условиях практически нереально, проще будет полностью заменить гранату.

в) Отсюда — второй вывод: нивавод всегда должен иметь при себе левый и правый внутренние ШРУСы

г) Замена пыльника со ШРУСами — тоже весьма трудоемкая задача из-за необходимости контролировать положение шариков в канавках.Поэтому многие ниваводы вообще отказываются от передних приводов на Ниву типа ШРУСи переходят на трипоидные привода.

Вместо бирфилда — трипоиды

Внешне трипоиды от шариковых ШРУСов практически не отличаются. Они представляют собой гранаты с тремя канавками, однако имеется существенное конструктивное отличие: вместо сепаратора с шариками здесь установлен трехшип, на шипах которых крутятся три ролика на игольчатых подшипниках.

Трипоиды хороши тем, что даже в при поломке в условиях бездорожья они позволяют с грехом пополам доехать до цивилизации (то бишь, ближайшего СТО).

Основной минус трипоидов заключается в малых углах работы в сравнении с ШРУСами. Это вызвано их конструктивными особенностями. Максимальный угол работы таких приводов равен 220, а оптимальный и вовсе не более 40.

Есть еще один важный момент: хотя при превышении оптимального угла работы трипоид, конечно, будет работать, однако с ощутимыми вибрациями и рывками, вызванные тем, что угловые скорости частей трипоида перестанут совпадать. И чем больше угол, тем больше расхождение в угловых скоростях

Как показывает практика, при больших углах палка привода зацепляется за выступы канавок гранаты и происходит преждевременный износ игольчатого подшипника, что проявляется в значительном люфте приводов.

Передние привода со ШРУСом Лебро

Есть третий, и как показывает практика, оптимальный вариант конструкции внутреннего шарнира равных угловых скоростей — ШРУС типа Лебро (Loebro). Именно они входят в комплект передних приводов Нива от ИЖ-ТЕХНО.

В чем особенности и преимущества данного типа ШРУСов?

Во-первых, за счет своей конструкции ШРУС Лебро имеет увеличенные углы работы, что обеспечивает больший ход подвески при меньших вибрациях (по сравнению со стоковыми ШРУСАми и триподами).

Это отличает такой тип ШРУСа от шарниров «Трипод», углы работы которых существенно ограничены из-за конструктивных особенностей. При этом ШРУСы Лебро имеют более надежную конструкцию по сравнению с шариковыми ШРУСами бирфилд (birfield).

Во-вторых, ШРУСы Лебро надежны и долговечны. ШРУСы передних приводов Нива от ИЖ-ТЕХНО прошли испытания на прочность на стенде, где колесо было поджато таким образом, чтобы сымитировать нагрузку, эквивалентную движению 2-тонного авто по асфальту. В ходе испытаний ШРУСы показали себя хорошо: никакого хруста и поломок при пробеге более 50 тыс. км!

В-третьих, они просты в установке. Для замены гранаты вам нужно будет лишь установить стопорное кольцо внутреннего ШРУСа и закрутить 6 винтов крепления. Объем и продолжительность работ сокращаются вдвое! Согласитесь, для бездорожья, где удобства для обслуживания приводов отсутствуют в принципе, это немаловажный фактор.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что ШРУС Лебро показали себя как оптимальное решение для передних приводов Нива, отвечающее параметрам цена-качество.

Источник: https://izh-techno.ru/blog/shrusy-lebro-protiv-birfild-i-tripoida-chto-kruche/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СТО